Распределение и использование прибыли.

В современных условиях от объема и уровня прибыли во многом зависят возможности самофинансирования предприятий. Оно применялось и ранее, но распространялось не на все предприятия и к тому же часто дополнялось бюджетным финансированием. С переходом на рыночные условия хозяйствования, распространением принципов коммерческого расчета самофинансирование осуществляется полнее и последовательнее, причем основным источником покрытия затрат, связанных с расширением производства, становится именно прибыль.

При распределении прибыли, определении основных направлений ее использования, прежде всего учитывается рыночная конъюнктура, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала предприятия. В соответствии с этим определяются масштабы отчислений от прибыли в фонды производственного развития, ресурсы которых предназначаются для финансирования капитальных вложений, увеличения оборотных средств, обеспечения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрения новых технологий, перехода на прогрессивные методы труда и т. п. Часть прибыли используется также на уплату процентов по кредитным инвестициям.

С переходом к рынку значительно возрастают деловые риски. Вероятность неполучения дохода от предпринимательской деятельности диктует необходимость образования в составе внутренних производственных фондов резервного (рискового) фонда, который обеспечивает финансовую устойчивость предприятия. Размер резервного фонда устанавливается, как правило, на уровне не менее 15% уставного фонда. Формируется резервный фонд за счет ежегодных отчислений, величина которых устанавливается учредительными документами и составляет, как показывает практика, не менее 5% суммы чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов. В рыночной экономике отчис­ления в резервный капитал носят первоочередной характер. Его величина характеризует готовность предприятия к страхованию риска, связанного с предпринимательской деятельностью.

В условиях перехода к рыночной экономике создается принципиально новая система распределения прибыли предприятия. Ее главное отличие заключается в том, что чистая прибыль распределяется не в соответствии с заранее установленными пропорциями (процентами) ее отчислений в фонды экономического стимулирования, состав которых строго регламентирован, а исходя из потребностей, непосредственно по целевому назначению. Поэтому перечень самих фондов экономического стимулирования, конкретные размеры направления в них прибыли формируются под воздействием рыночной конъюнктуры и в связи со специфическими особенностями расходования чистого дохода в различных организационно-правовых формах хозяйствования. Главное требование, которое предъявляется сегодня к системе распределения прибыли, остающейся на предприятии, заключается в том, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление.

Важное место в системе распределения прибыли занимают сегодня те направления ее использования, которые связаны с формированием поощрительных фондов, предназначенных для стимулирования лучших результатов работы трудовых коллективов. Использование прибыли на формирование поощрительных фондов непосредственно заинтересовывает работников предприятий в достижении более высоких финансовых результатов, поскольку рост прибыли впрямую отражается на размере вознаграждений, выплачиваемых за счет прибыли. Последняя используется на премирование рабочих и служащих по установленным премиальным системам, единовременное поощрение отличившихся работников за выполнение особо важных производственных заданий, выплату вознаграждений за общие результаты работы предприятия по итогам года, оказание единовременной помощи и т. д.

Перейти на страницу: 1 2 3

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.