Система показателей инновационного потенциала.
В России в составе системы показателей инновационного потенциала выделяются характеристики ресурсов и результатов инновационной деятельности:
1. Показатели инноваций.
1.1. Показатели источников информации об инновациях.
1.2. Численность и состав персонала, занятого инновационной деятельностью.
1.3. Показатели объема и структуры производственных фондов, используемых в инновационной деятельности.
1.4. Показатели затрат на инновации.
1.4.1. Показатели объема и структуры затрат на инновации.
1.4.2. Показатели динамики затрат на инновации.
1.5 Показатели технологического обмена.
1.5.1. Показатели приобретения технологий.
1.5.2. Показатели передачи технологий.
1.6.Показатели результатов инновационной деятельности.
1.6.1. Показатели объема, структуры и динамики производства и реализации инновационной продукции.
1.6.2. Показатели влияния инноваций на результаты деятельности предприятий.
1.6.2.1. показатели экономии затрат производственных ресурсов в результате внедрения инноваций.
1.6.2.2. Показатели прибыли от реализации инновационной продукции.
1.7. Показатели инновационной активности предприятий.
2. Показатели, характеризующие влияние инноваций на экономику и общество.
2.1. Показатели технологической структуры экономики.
2.2. Показатели экспорта и импорта технологий.
2.3. Оценка влияния инноваций на рост производительности труда и занятость.
2.4. Интегрированная оценка вклада научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта.
2.5. Индикаторы влияния науки на развитие общества.
2.5.1. Индикаторы общественного понимания роли науки и инноваций.
2.5.2. Индикаторы социального статуса науки.
2.5.3. Индикаторы научной грамотности населения.
Вышеуказанные группы показателей в своей совокупности обеспечивают комплексную оценку масштабов, состава и динамики инновационного потенциала. [1, 449-450]
Отметим, что в российской практике оценка инновационного потенциала регионов приводится в ежегодных исследованиях национального рейтингового агентства «Эксперт РА». Однако в данном случае такая оценка не может дать полного картины инновационного развития, поскольку представляет собой лишь ранги регионов по инновационному потенциалу и выступает составляющей частью инвестиционного потенциала субъектов.
С учетом сказанного, комплексная оценка инновационного потенциала страны региона) предполагает, во-первых, существование обоснованной и научно выверенной системы показателей. Во-вторых, наличие статистической базы. В-третьих, оценки совокупного инновационного потенциала страны должны учитывать показатели составляющих ее регионов. Формирование и развитие инновационного потенциала России предполагает учет и анализ специфики инновационного развития отдельных регионов. В условиях становления принципиально новых федеративных отношений целесообразно в каждом регионе, учитывая его специфические условия развития, исходя из наличия ресурсов, кадров, инфраструктуры, разработать свою инновационную среду. Совокупность региональных инновационных систем, объединенных единой целью (устойчивое развитие страны) и действующих в рамках государственной экономической политики и законодательства, будет формировать инновационный потенциал страны в целом. [8,10]