Приватизация и разгосударствление

При переоценке структуры государственного регулирования экономики и осознании преимуществ многоукладной экономики многие страны стали на путь перехода от административно-командной экономики к рынку. Одной из главных задач перехода к рынку является проведение разгосударствления и приватизации.

Разгосударствление представляет собой снятие с государства функций прямого хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, но без изменения характера собственности (т.е. принадлежности средств производства и результатов труда).

С точки зрения создания эффективного рыночного механизма необходимыми являются некоторые институциональные преобразования – приватизация, демонополизация, проведение разукрупнения государственных предприятий, развертывание малой приватизации в сферах торговли и общепита, подготовка и проведение большой приватизации.

Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам, которые используют её в дальнейшем в хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответственность за её результаты.

Приватизация – это переход государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов, юридических лиц или возникновение на базе государственных предприятий различных смешанных форм собственности.

В основу выбора способов приватизации положен пример предприятия: для мелких предприятий с численностью работающих до 200 человек рекомендована продажа по конкурсу (аукциону). Для более крупных целесообразно преобразование в акционерные общества.

Процесс приватизации, понимаемый как переход того или иного имущества (активов) из государственного в частный сектор, имеет длинную историю, сопоставимую с историей самой собственности. Современная же природа процесса приватизации сопряжена с наличием двух абсолютно разных по своему содержанию типов приватизации.

Первый тип связан со сдвигами в воспроизводственном механизме и с начавшейся во второй половине 70-х годов структурной перестройкой экономики развитых стран Запада, что потребовало переоценки сложившейся ранее структуры государственного регулирования экономики. При этом практически во всех странах Запада произошел серьезный пересмотр места и роли государственной собственности и государственного предпринимательства в экономике.

Данные неоконсервативные сдвиги в идеологии и экономической теории и политике промышленно развитых стран были распространены в развивающиеся страны посредством насаждения научной идеологии, а иногда и путем прямого давления Запада через условия помощи. В итоге в 80-90-е годы свыше 80 развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки реализовали различные программы приватизации государственной собственности.

Однако все эти страны характеризует то, что проведение приватизации

происходило в рамках уже существующей рыночно-конкурентной среды при наличии частного сектора и в ходе поступательного эволюционного развития экономики.

Второй тип получил своё развитие позднее, начавшись в 1989г., в процессе системных преобразований в странах бывшего социалистического лагеря – Восточной и Центральной Европы, но, прежде всего в России. В контексте перехода от административно-командной системы хозяйства к системе, основанной на рыночно-конкурентных принципах, приватизации отводится особое место, так как при всем многообразии подходов к роли

собственности в любом обществе, основополагающим является то, что собственность (точнее права собственности) представляет собой основу любой современной системы хозяйства.

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.