Региональные бюджеты- главная финансовая база региональных органов власти.

Нормативы отчислений, регулирующих доходы, утверждаются вышестоящими региональными органами власти в зависимости от общей суммы расходов регионального бюджета и объема их закре­пленных доходов. По объему и экономическому значению регули­рующие доходы занимают ведущее положение в доходах регио­нальных бюджетов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами региональных органов власти, но и в по­вышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности общественного производства на подведомственной им территории.

Так как темпы роста расходов региональных бюджетов превышают темпы их доходов (несмотря на отчисления от регули­рующих налогов), иногда возникает необходимость в дотациях из вышестоящего бюджета. Нужно отметить, что дотация и субвенция как методы наделения финансовыми ресурсами ре­гиональных бюджетов несовершенны. Они лишены стимулирующих качеств и создают у региональных органов иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию их хозяйственной инициативы, снижает их воздействие на выявление экономических резервов в подведомственном им хо­зяйстве, уменьшает возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотации и суб­венции, полностью исключить их как методы наделения регио­нальных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При фор­мальном подходе к решению проблемы ликвидации дотационности этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это может привести к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из выше­стоящих бюджетов. В целом это приведет к осложнению в финан­сировании плановых мероприятий. Поэтому, видимо, не везде и не всегда следует стремиться к замене дотации любыми средства­ми. Представляется, что дотация может иметь место в тех насе­ленных пунктах, где в силу исторических условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, исторических па­мятников и других причин экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориаль­ное формирование доходов. Местные же источники не в состоя­нии покрыть необходимые расходы. Примером могут служить го­рода и поселки-курорты, города — исторические и архитектурные заповедники и др. Субвенции же следует выдавать целевым назна­чением на определенные мероприятия, на осуществление которых па местах не хватает средств.

Расходы региональных бюджетов. Развитие экономического по­тенциала страны, увеличение населения, процесс урбанизации яв­ляются основными факторами увеличения числа и объема регио­нальных бюджетов. Рост региональных бюджетов непосредственно связан с урбанизацией, т. е. расширением социально-бытовой ин­фраструктуры. В общем объеме региональных бюджетов постоян­но увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов. Рост городских поселений, увеличение числа городских жителей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в 5—7 раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение доходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.

Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части региональных бюд­жетов. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства насе­ленных мест влекут расширение расходов региональных бюд­жетов. Возрастание расходов связано как с новым строительст­вом, так и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

В настоящее время одним из главных направлений исполь­зования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для по­лучения в будущем собственных доходов.

Региональным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждения народного образования и здравоохранения. Поэтому спецификой расходов региональных бюджетов является значительное преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия. Если в краевых, областных и городских бюджетах они составляют приблизительно половину всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах — 60—86%.

Развитие урбанизации проявляется в ускоренных темпах роста расходов региональных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищ­но-коммунального строительства, повышением стоимости основ­ных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Рост населенных пунктов ведет к удлинению комму­никаций, к увеличению эксплуатационных расходов. Преимущест­венный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, также важный фактор роста расходов местных бюджетов. Не следует игнорировать и тот факт, что с развитием урбанизации растут потребности жителей малых городов, поселков и сельских поселений, где все в больших масштабах развивается коммунальное хозяйство, торговля и т. д.

Перейти на страницу: 1 2 3

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.