Глобализация вчера и сегодня

Хотя, как было показано выше, связанные с глобализаци­ей риски зачастую утрируются, кое-кто преуменьшает их, за­являя: «Глобализация была всегда, в ней нет ничего особенно­го». Действительно, в конце XIX - начале XX веков в мировой экономике шел активный интеграционный процесс. Напри­мер, в конце XIX века активность внешней торговли, движе­ния капиталов, миграционных потоков была не меньшей, чем сейчас. Если обратиться к вопросу о роли ТНК, то вспомним о великой Ост-Индской компании, фактически проторившей дорогу британскому завоеванию Индии, а также о голландс­кой Ост-Индской компании, под властью которой в тот пери­од находилась Индонезия. Европейская экспансия сопровож­далась образованием поселений на вновь открываемых или завоевываемых землях, а также быстрым ростом торговли. Наблюдалось активное движение капитала, связанное с финансированием строительства железных дорог в Африке и добычи полезных ископаемых по всему миру. Многие истори­ки сходятся в том, что в период между двумя мировыми вой­нами произошла лишь приостановка общей тенденции к рас­ширению мировой торговли и инвестиций, а также в том, что послевоенная либерализация товарных и инвестиционных потоков послужила предпосылкой к возобновлению трендов, сформировавшихся еще до Первой мировой войны. Правда, в таких рассуждениях упускается из виду тот факт, что ны­нешняя глобализация имеет свои фундаментальные особен­ности, придающие ей особый, зачастую весьма радикальный характер.

Во-первых, начальный этап интеграции мировой эконо­мики имел в своей основе прежде всего технические иннова­ции в области транспорта и связи, а не изменения в политике государств. Да, в 1846 году британский премьер-министр Ро­берт Пиль аннулировал Закон о торговле зерном и тем самым в одностороннем порядке ввел в Англии принципы свобод­ной торговли, что стало первой серьезной попыткой отхода от политики меркантилизма. Известно и то, что многие евро­пейские государства, например, Франция, также пытались либерализовать свою экономику. Однако историки до сих пор не пришли к единому мнению, действительно ли эти шаги были вдохновлены успехом применения фритредерских принципов в Великобритании (как полагал Пиль).

Интеграция мировой экономики в конце XIX века яви­лась результатом не столько изменений в государственной политике, сколько революции в области железнодорожных и морских перевозок. Технический прогресс привел к необы­чайному снижению стоимости транспортировки и коммуни­каций. Обозреватель «Файнэншл таймс» Мартин Вульф отме­чал: «Первый трансатлантический телеграфный кабель был проложен в 1866 году. К концу века все части света оказались соединены телеграфом, что снизило время, затрачиваемое на связь между ними, с месяцев до минут».

Темпы научно-технического прогресса, обеспечивающе­го перемещение товаров, услуг и знаний между государства­ми все более дешевыми и быстрыми способами, со временем не замедлились, а, по оценке многих исследователей, даже ус­корились. Вульф пишет по этому поводу: «В современных це­нах стоимость трехминутного телефонного разговора между Нью-Йорком и Лондоном упала с 230 долларов в 1930 году до нескольких центов сегодня. По сравнению с 1986 годом сей­час количество трансатлантических каналов для передачи речи возросло со 100 тысяч до более чем 2 миллионов, а узлов все­мирной сети интернет - с 5 тысяч до более чем 30 миллионов ».

Тем не менее, в наше время наиболее значимые сдвиги относятся к масштабам государственного вмешательства в эко­номику: во всем мире снижаются барьеры на пути потоков товаров и инвестиций. Историю современной глобализации следует писать чернилами двух цветов: одним обозначать на­учно-технический прогресс, а другим - государственную по­литику. Как уже говорилось, даже первоначальное неприятие глобализации бедными странами устойчиво сменяется все большим ее признанием. Правда, тут стоит обратить внима­ние на обстоятельство, которое не может не вызывать беспо­койства: правительства способны не только содействовать гло­бализации, но и повернуть ее вспять. Этот факт нельзя упускать из виду. Ведь в свое время глобализация оказалась прервана почти на полвека из-за принятия в США в 1934 году печально известного закона Смута-Хоули, что стало сигналом к возве­дению всеми государствами новых торговых барьеров. Спад международной торговли и инвестиций после Первой миро­вой войны продолжился в период Великой депрессии вплоть до Второй мировой войны.

Перейти на страницу: 1 2 3

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.