Практические вопросы переходной экономики.

Приватизация в России.

В переходной экономики одним из основных моментов реформ является приватизация государственной собственности, призванная обеспечить эффективность производства. В России приватизация рассматривалась как важнейшее средство преобразования командной экономики в рыночную. С этой точки зрения при оценке эффективности приватизации на первый план должен выступать не немедленный экономический эффект, который достигается при изменении формы собственности, а воздействие приватизации на формирование более эффективной, чем прежняя, рыночной хозяйственной системы. Главной целью приватизации было становление новой системы хозяйства и формирование новых институтов, позволяющих существенно увеличить эффективность экономики как в целом, так и на микроуровнях.

С 1991 года в России началась апробация схем и методов приватизации. Было предложено несколько методов, уже апробированных в Восточной Европе, включая бесплатную раздачу или продажу по низким ценам коллективам предприятий, продажу с аукционных торгов, акционирование и продажу или распределение акций государством, бесплатную раздачу населению с помощью ваучеров.

Малая приватизация.

Первые два года с июня 1992 г., после принятия государственной программы приватизации, предполагалась приватизация по нескольким схемам. Предполагалось начать с приватизации малых предприятий. К 1 мая 1993 г. 13,6% приватизированных предприятий розничной торговли были проданы на аукционе, 36% посредством коммерческих конкурсов, 40,4% было снято в аренду и затем выкуплено служащими и 13,6% превращено в акционерные компании, что также сводилось к выкупу служащими. Такое распределение имущества привело к тому, что служащие выкупили 69,9% всех приватизированных предприятий розничной торговли, что существенно выше доли аутсайдеров (внешних владельцев), и, следовательно имели возможность проводить политику фирм в интересах служащих. Это чревато занижением доли прибыли при росте заработных плат и других социальных выплат коллективу (зарплата в России облагается меньшим налогом чем прибыль).

К концу 1993 г. в России в ходе малой приватизации, начатой в 1992 г, было приватизированно около 70% предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Наиболее активно процесс приватизации проходил в городах Европейской части России. Было приватизированно около 80 000 малых предприятий. Такая активность объяснялась тем, что приватизировали мелкие предприятия местные органы власти, причем доход от приватизации шел в местный бюджет. Скорость приватизации снизилась с 3 500 предприятий в месяц в 1993 г. до 2 000 в месяц в 1994 г. Вызвано это было политическими причинами и тем, что местные власти стали предлагать больше убыточных предприятий. К первому сентябрю 1994 г. общее количество приватизированных предприятий возросло до 106 000.

Крупномасштабная массовая приватизация.

Основной задачей российских реформ все же была приватизация 25 000 крупных и средних промышленных предприятий, которые составляли основу российской экономики. Малая приватизация послужила первой проверкой приватизационных структур. Раздел государственной собственности между различными административными уровнями уже произошел, и были узаконены варианты приватизации. Оставалось трансформировать государственные предприятия в акционерные общества, создать спрос на приватизируемую собственность, для чего были выпущены ваучеры, и затем произвести реальную приватизацию.

С самого начала предполагалось крупные и некоторые средние предприятия трансформировать в акционерные общества. Цель акционирования, или комерциализации, – сделать предприятия независимыми от государственной администрации и определить величину их собственности. Это был способ ужесточить бюджетные ограничения и одновременно предоставить предприятиям большую свободу действий.

Указ об акционировании предписывал всем приватизирумые предприятия преобразовать в акционерные общества открытого типа к 1 ноября 1992 г. После акционирования всеми акциями владело государство в лице Госкомимущества (ГКИ). Совет директоров новообразуемых акционерных обществ должен был состоять из представителей ГКИ, администрации предприятия, рабочих, банкиров. После приватизации совет директоров избирается акционерами, как в любой частной компании.

Как и следовало ожидать, акционирование походило не так быстро. К апрелю 1994 г. около 80% из 20 000 крупных и средних предприятий, намеченных приватизации были превращены в акционерные общества. Для того чтобы провести акционирование, собиралось собрание трудового коллектива и выбирался один из трех вариантов приватизации. К концу 1993 г. 79% коллективов выбрали второй вариант, при котором 51% акций выкупается по низкой цене работающими; около 17% выбрали первый вариант, при котором 25% акций отдается работающим бесплатно; и только 1% коллективов выбрал третий вариант с выкупом директорами. В то же время еще 3% предприятий (включая ранее взятых в аренду) были выкуплены работающими. Рабочие на предприятии (особенно администрация) занимали сильную позицию, и захватили столько собственности, сколько смогли. Но уже в последующие годы представительство работников в собрании акционеров уменьшилось: зачастую работники продавали акции не приносящие прибыль.

Перейти на страницу: 1 2

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.