Особенности России

Рассматривая электронный бизнес в России, надо сразу отметить, что он имеет сравнительно короткую историю всего в несколько лет. Это во многом обусловлено состоянием экономики самой страны, которая в период реформ предоставляла достаточно простора для ведения бизнеса обычными способами.Другой причиной нашего отставания от Запада, где первые электронные сделки в Интернет были зафиксированы еще в 1995 году, был низкий уровень компьютеризации в процентном отношении к числу жителей. К тому же, в 1995 году Интернет в России делал только первые шаги, и на этой почве еще не могло возникнуть достаточно серьезных условий для формирования устойчивого электронного рынка.В 2000 году в России появляются первые интернет-магазины. Пользователи интернет активно покупают в них книги, музыкальные носители, билеты, продукты, компьютерную технику и электронику, домашнюю утварь и т.п. В 2001 году общее количество web-витрин, интернет-магазинов и торговых интернет-систем, по различным экспертным оценкам, приблизилось к 600.К 2004 году электронный бизнес в России набирает обороты. Начинают появляться первые крупные игроки, рассчитывающие на долгосрочные перспективы. Веб-коммерция приобретает цивилизованный вид. Растет число покупателей, растут их потребности и желание получить при более выгодных ценах качественный сервис, сравнимый с обслуживанием в обычных магазинах.Прошедший 2004 год обернулся крахом для большей части интернет-магазинов в следствии неверного и недальновидного планирования, рассчитанного на сиюминутную прибыль и не учитывающего тенденции быстро меняющегося сетевого рынка. На этом фоне еще отчетливее выделились крупные электронные гипермаркеты, такие как ozon.ru и dostavka.ru, с достаточно внушительным бюджетом и оборотом в сотни тысяч долларов ежемесячно. Появляется "Правило 70/3": "Три торговые площадки обеспечивают 70% оборота онлайновой торговли в данном секторе рынка". Так основной оборот среди порталов в Рунет приходится на три ресурса: Rambler, Yandex и List-Port (Mail.ru).Вместе с тем, общий доход от электронного бизнеса в стране быстро растет. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли, за 11 месяцев 2004 года общий оборот электронной коммерции в Рунете составил $3,233 млрд. Из них госзакупки составили $2,13 млрд, что в 15 (пятнадцать) раз больше, чем за весь прошлый год. В сфере розничной торговли (B2C) на первом месте продажи компьютеров и канцтоваров - $290 млн (43,8%), далее идут бытовая техника - $177 млн (26,7%), автомобили и запчасти к ним - $121 млн (18,3%), Книги, CD, DVD и MP3 - $28 млн (4,2%), Мобильные телефоны - $9,4 млн (1,4%).Интернет для закупочной деятельности использует 44% предприятий. Для реализации товаров и услуг интернет используют 61% крупных предприятий. Основным каналом продаж является собственный сайт компании (83%). Через корпоративные сети товары реализуют 17%, а через В2В-площадки и электронную почту 9% и 8,3% компаний соответственно. Эффективность использования интернета для реализации товаров и услуг 55% опрошенных оценивают "скорее позитивно", 42% - "очень позитивно" и 3% - "нейтрально, негативно".По данным Rambler's Top-100, в конце июля 2004 г. в российском интернете работало более 120 тыс. активных сайтов. Всего же за время своего существования рейтинг Rambler's Top-100 насчитал порядка 613 тыс. сайтов, ежесуточно регистрируя около 400 новых. Последние три года число активных сайтов растет в среднем на 25-30% в год при удвоении посещаемости каждые полгода. И это при том, что подключение к интернет в России сегодня оценивается в 15% от общего числа населения.Сегодня наблюдается тенденция активного наращивания сервиса и постепенного превращения "веб-витрин" в полноценные интернет-магазины. Создание интернет-портала, ориентированного на потребителя (consumer portal), позволяет розничному продавцу увеличить географию присутствия на рынке, быстрее реализовать товар и получить дополнительный канал для маркетинга и рекламы.Но в этом секторе существуют и свои проблемы, связанные с отношением потенциальных покупателей к информационным технологиям. В декабре 2004 года компания SpyLOG завершила исследование сектора электронной коммерции в русскоязычном Интернете. В ходе электронного опроса сотрудников 400 российских интернет-магазинов выяснилось, что 28% респондентов считают основными факторами, сдерживающими развитие рынка электронной коммерции, отсутствие у большинства пользователей опыта приобретения товаров через Интернет и общее недоверие с их стороны к нетрадиционным формам торговли.Для того чтобы привлечь покупателя, а таковым, по собственным оценкам участников опроса, становится в среднем каждый десятый посетитель интернет-магазина, наряду с привычными методами продвижения товара (реклама в печатных изданиях), половина магазинов использует текстовую и баннерную рекламу в Интернете. 75% интернет-магазинов периодически или регулярно прибегают к контекстной рекламе. 44% респондентов считают проведение рекламных кампаний в Интернете достаточно действенным средством привлечения клиентов, а 32% интернет-магазинов выделяют на них более половины своего рекламного бюджета.Дополнительным стимулом для потенциального покупателя интернет-магазина служит привлекательная цена предлагаемого товара, который, как правило, дешевле аналогичного в традиционном магазине благодаря отсутствию затрат на содержание торговых площадей и складских помещений.Немаловажным условием для посетителя является не только цена товара, но и приемлемые условия его доставки. Учитывая, что в 42% интернет-магазинов средняя стоимость покупки составляет менее 100 долл., плата за доставку товара может оказаться непомерно высокой по сравнению с его ценой. Поэтому 32% магазинов предлагают доставить товар бесплатно. Однако, по мнению представителей интернет-магазинов, здесь не обходится без накладок. По устоявшейся традиции оплата заказа производится преимущественно в наличной форме курьеру при получении, но иногда покупатель в последний момент отказывается от доставленного товара. От недобросовестных покупателей пострадало всего 5% респондентов.Проблема оплаты за товар, купленный в интернет-магазине, решается массовым внедрением электронных средств платежа. Существующие сегодня онлайновые платежные системы можно разделить на три вида: пластиковые (кредитные или дебетовые) карты, электронные чеки и цифровые деньги ("электронный кошелек"). Главная проблема, которая настораживает потенциального потребителя при желании совершить покупку в Сети, это проблема безопасности электронных платежей. Выходом из положения можно считать появление протокола SET (secure electronic transactions: безопасные электронные транзакции) - международного стандарта безопасности, который сегодня является единственным стандартом, принятым основными международными платежными системами для организации защищенных платежей в Сети.Перспективы развития рынка электронной коммерции напрямую связаны с тем, насколько успешным будет проникновение интернет-магазинов в российские регионы. Потенциал столичного рынка, на который сегодня ориентировано 54% интернет-магазинов, практически исчерпан. В то же время доля интернет-магазинов, работающих на локальных рынках (Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток), за последние три года выросла в полтора раза. И принимая во внимание решающее значение, которое имеет для покупателя быстрая и дешевая доставка, есть надежда, что она будет расти и дальше. Об этом же свидетельствует рост доверия покупателей к электронным покупкам.Если рассматривать корпоративный рынок (B2B) и сферу делопроизводства, то здесь отмечается интеграция крупных порталов и гигапорталы, аккумулирующие в себе все технологические средства ведения бизнеса в интернет. Сюда относятся системы поиска партнеров и поставщиков, исследование и статистический учет рынка сбыта. Активно внедряются системы автоматизации делопроизводства в сети, что позволяет ускорить обмен информацией внутри корпорации, снизить нагрузку на персонал и, в конечном счете, существенно сократить издержки, связанные с этими факторами.Появляются посредники, предлагающие свои услуги и корпоративным клиентам и конечному потребителю, сводя все стороны рынка через свои информационные каналы. Это бизнес постепенно завоевывает популярность.Подводя итог сказанному, можно еще раз выделить основные тенденции развития современного электронного рынка в России. Укрупнение, расчет на долгосрочную перспективу, привлечение крупных финансовых вложений, применение современных фундаментальных научно-технических исследований в области статистики, экономики и информационных технологий, универсальное и полномасштабное отражение экономической деятельности, повышение безопасности, наращивание сервиса, рост доверия потребителей, распространение из центра в регионы страны.

Перейти на страницу: 1 2

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.