Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

1.5.4.'Факторы принятия решений

Характерная для региональной организации сложная конфигурация внешних и внутренних межличностных от­ношений обусловливает зависимость принимаемых реше­ний от множества объективных и субъективных факто­ров. К числу наиболее существенных из них относятся следующие:

1) степень определенности среды;

2) информационная обеспеченность;

3) взаимозависимость решений;

4) отрицательные последствия решений;

5) поведенческие ограничения;

6) субъективные оценки управляющего.

Региональная организация сама по себе представляет сложную систему муниципальных образований, населения, хозяйствующих субъектов, общественных формирований и др. В свою очередь она выступает элементом более слож­ной целостности — экономического региона, макрорегио­на, народнохозяйственного комплекса страны и т. д. Все это очерчивает пространственную ориентацию региональ­ной организации, ее среду.

1) Степень определенности среды

Среда региональной организации характеризуется сле­дующими тремя основными состояниями:

а) определенность среды — это состояние, когда уп­равляющий точно осведомлен о возможных результатах каждого варианта решения. Такие ситуации называют де­терминистическими (различаемыми). Например: вложение муниципалитетом избыточных денег в Сбербанк под 10 процентов годовых гарантирует возвратность сумм и по­лучение процентов. Это обеспечивается тем, что отказ Сбербанка от своих обязательств затронет очень большие массы населения, что чревато политическими потрясения­ми. Это п выступает гарантом стабильности поведения Сбербанка (неизменчивости условий договоров);

б) риск всегда присутствует в управленческой деятель­ности. Его степень возрастает по мере укрупнения и ус­ложнения организации, а также увеличения масштабов и удлинения сроков реализации региональных программ. В этом случае могут считаться менее рискованными отдель­ные части общей программы или кратковременные про­межутки времени в общем периоде реализации програм­мы. Особенность регионального и муниципального управ­ления состоит в том, что результаты реализации принятых решений, как правило, затрагивают интересы больших масс населения. При этом прогнозирование точных результа­тов таких решений сильно затруднено наличием множе­ства субъективных факторов. Все это существенно повы­шает риск ущерба при принятии управленческих решений и составлении региональных и муниципсгльных долгосроч­ных программ;

в) неопределенность в принятии решений существует тогда, когда невозможно определить вероятность получе-. ния потенциального результата принимаемого решения. «Наивысшим потенциалом неопределенности обладает социокультурная, политическая и наукоемкая среда».' В условиях неопределенности можно пойти двумя путями:

1) запросить дополнительную информацию; 2) поступить методом суждений (на основе накопленного опыта).

2) Информационная обеспеченность

Для принятия решения важно не количество информа­ции, а ее качественная определенность, то есть достаточ­ность для составления четкой картины.

Минимизация количества информации необходима для ускорения процесса ее переработки с целью принятия ре­шения, а также для сокращения затрат на ее получение. Ведь сбор и систематизация информации требуют от ре­гиональных администраций содержания разветвленного ап­парата. В этом отношении целесообразен подход к затра­там на получение информации по методу предельных из­держек: дополнительный прирост единицы информации должен принести организации полезность в объеме, кото­рый не меньше затрат на ее получение (см. схему 20).

На схеме 20 величины сумм по осям «х» и «у» изобра­жены в одном масштабе. В этом случае при а, > 45° за­траты на информацию меньше доходов от нее (отрезок о — а).

От точки «а» до точки «Ь» прирост затрат на получение информации равен приросту доходов от ее получения

(04 = 45°). За пределами точки «Ь» дополнительные затра­ты на информацию не окупаются, то есть нецелесообраз­ны (о[з <45°). ^,

В действительности соотношение прироста расходов на информацию и доходов от ее применения описывается нелинейными зависимостями (кривыми на графике). Как правило, первые блоки (биты) информации имеют повы­шенную ценность и эффективность, поскольку обеспечи­вают функционирование (н существование) организации. За пределами номинальной информационной базы ценность дополнительных единиц информации относительно снижа­ется (в упрощенном виде это заметно на линейном графи­ке). Такаадинамика процесса информационной эффектив­ности согласуется с выводами теории предельной полезно­сти. В этом случае определителем информационной эф­фективности окажутся предельные затраты на маржиналь­ный бит информации.

Перейти на страницу: 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.