Перспективы экономического развития России в 2006 году
В 2006 году ожидается рост цен на жилищно-коммунальные услуги - в среднем на 30%, так как вся страна переходит на стопроцентную оплату этих услуг, кроме Москвы, которая сумела отсрочить этот переход на два года. В 2006 году повышение цен на электроэнергию составит 7,5%, на газ - 11%, на железнодорожные перевозки грузов - 7,5%. Не собираются менять своей ценовой политики и нефтяные компании. Совершенно очевидно, что в этих условиях о правительственных планах по снижению уровня прироста потребительских цен до 8-8,5% можно говорить с большой осторожностью.
Показательна ситуация на нефтяном рынке. Пока росли мировые цены, рост цен на горюче-смазочные материалы на внутреннем рынке России объяснялся нефтяниками объективными внешними причинами. В сентябре 2005 года мировые цены на нефть прошли свой пик и начали снижаться, соответственно, начали снижаться и цены на горючее в странах-потребителях. Например, в США в сентябре 2005 года цена на галлон бензина доходила до $3,1 (цена за баррель тогда превысила $70), а в начале декабря цена на галлон бензина снизилась до $2,19 (16,5 рублей за литр в пересчете по текущему курсу). Ничего похожего на российском внутреннем рынке не происходит, что объясняется монополистическим ценообразованием, критическим износом оборудования в нефтепереработке, а также отсутствием адекватной регулирующей политики правительства.
В 2004 году произошел перелом в демографическом развитии России. Впервые с 1990 года смертность населения сократилась до 15,9 человека на тысячу населения при одновременном росте рождаемости (рост начался в 2000 году). В 2005 году произошел некоторый откат - смертность снова возросла до 16,2 человека, что тем не менее ниже, чем в 2003 году. На наш взгляд, в ближайшие несколько лет будет сохраняться неопределенность в динамике этого важнейшего демографического показателя, а затем выявится понижательный тренд, поскольку этот фактор напрямую зависит от уровня и качества жизни, доступности современной медицины для всего населения, здорового образа жизни. По мере реализации Национальных проектов, адаптации населения к новым условиям жизни этот тренд станет более выраженным. Соответственно, может улучшиться и демографическая ситуация в России.
Центральной проблемой 2006 года должен стать переход к новой модели экономического роста, прежде всего за счет диверсификации экономики и расширения инвестиционно-инновационных источников роста при контролируемой инфляции. Первые скромные шаги в этом направлении сделаны: создан Инвестиционный фонд, начнется работа особых экономических зон и реализация Национальных проектов, отменены или существенно снижены 630 из 1200 пошлин на ввозимое технологическое оборудование и др. Важно обеспечить успех этих «пилотных» начинаний и определить новые.
Развитие экономики России в 2006 году покажет, насколько экономика сумеет адаптироваться к новым условиям, смогут ли внутренние факторы роста укрепиться и стать определяющими. С учетом вышесказанного мы полагаем, что рост экономики России в 2006 году не превысит 5,5%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовая система как важнейший элемент инфраструктуры развитого рынка может использоваться как средство создания рыночных отношений в хозяйстве, которое раньше было организовано по принципу централизованного планирования. Это предопределяет необходимость реформы финансовой системы Российской Федерации. Финансовая система РФ находится в состоянии кризиса (кризис присущ как финансам государства, так и финансам предприятий). Равновесие между доходами и расходами государственного бюджета отсутствует (ставить такую задачу в краткосрочный период было бы нереально). В перспективе работа по оздоровлению государственных финансов Российской Федерации нацелена на сокращение бюджетного дефицита за счет расходной его части. Ведется работа по совершенствованию налоговой системы. Главный упор делается на косвенные, а не прямые налоги, и целью является приближение к состоянию макроэкономического равновесия при обеспечении роста экономики.
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.