Межбюджетные отношения в России на современном этапе

Реализация правительственной Концепции реформирования межбюджетных отноше­ний в Российской Федерации в 1999-2001 гг.[27] подтвердила необходимость[28] продолжения начатой работы по повы­шению эффективности финансовых взаимоотношений бюджетов раз­ных уровней. Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.[29] была направ­лена на совершенствование системы межбюджетных отношений и ре­ализацию соответствующих разделов стратегии развития страны на среднесрочную перспективу. Задачи Программы включают пять основных направлений: упорядочение бюджетного устройства РФ; четкое разграничение расходных полномочий и сокращение "нефинансируемых мандатов"; четкое и стабильное разграничение налоговых полномочий и закрепление доходных источников за бюджетами разных уровней; формирование и развитие меха­низмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов; повышение качества управления общественными финансами на региональном и местном уровнях[30].

В России начал формироваться меха­низм принятия обязательств, согласно которому только уровень влас­ти, непосредственно устанавли­вающий размеры и направления предо­ставления бюджетных услуг, может и должен обеспечивать их имею­щимися в распоряжении доходами. Не меньшее значение имеет и закрепление доходов за каждым уровнем бюджетной системы. Ежегодная практика изменения нор­мативов расщепления налоговых доходов, отмены одних налогов и введения других не только не способствовала четкому распределе­нию налоговых полномочий между бюджетами, но и ограничивала возможности региональных и местных властей планировать свои доходы в условиях крайней неопределенности и нестабильности на­логовых поступлений (см. табл. 2).

Таблица 2

Межбюджетные трансферты[31]и региональные

финансы в 2000-2003 гг.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Доля консолидированных региональных бюджетов в консолидированном 6юджетеРоссийской Федерации, %

Доходы до трансфертов

45,2

40,1

41,8

40,5

Чистые расходы

54,1

58,9

56,8

58,2

Межбюджетные трансферты ил федерального бюджета

В % от доходов консолидированных бюджетов

4,9

7,8

6,4

6,6

В % от объема консолидированного бюджета субнациональных органов власти

9,6

16,1

12,9

13,(

В % от расходов консолидированного бюджета

10,6

16,1

12,6

13,2

Показатели консолидированных региональных бюджетов, % ВВП

Доходы до трансфертов

12,2

12,1

12,2

11,3

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета

1,4

2,6

2.9

3,2

Расходы

14,1

14,7

15,5

14,9

Профицит (+) /дефицит (-)

0,5

0,02

-0,4

-0,35

Перейти на страницу: 1 2

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.