Позитивное развитие

В 2003-2005 гг. необходимо снизить барьеры для выхода розничных инвесторов на рынок государственного долга, прежде всего - за счет создания системы прямого инвестирования в государственные ценные бумаги через Национальную систему сбережений (НСС). Подобная система прямых заимствований, когда между заемщиком (государством) и кредитором отсутствуют промежуточные звенья, как свидетельствует международный опыт, может представлять значительный интерес для населения и, кроме того, создаст конкурентную среду на рынке вкладов населения.

В условиях предоставления РФ инвестиционного рейтинга и готовности нерезидентов расширить присутствие на рынке государственных облигаций вопрос их допуска на этот рынок заслуживает особого внимания. Приток в страну иностранной валюты в связи с сохранением высоких цен на нефть требует от денежных властей серьезных мер, направленных на одновременное сохранение стабильности валютного курса и снижение уровня инфляции. Дополнительное поступление иностранной валюты для инвестирования в государственные ценные бумаги может усугубить ситуацию на валютном рынке и привести к росту монетарной инфляции. Кроме того, как свидетельствует опыт 1997-1998 гг., отсутствие действенных ограничений на рынке государственных ценных бумаг для нерезидентов может привести к негативным последствиям в случае изменения ситуации на мировых рынках.

В связи с изложенным, целесообразно придерживаться консервативной позиции по допуску иностранных инвесторов на рынок ГКО-ОФЗ, направленной на постепенное увеличение иностранных консервативных инвесторов на российском рынке.

Полноценный финансовый рынок инструментов с фиксированной доходностью состоит из трех сегментов: государственных, субфедеральных и корпоративных долговых инструментов. В настоящее время все большее значение приобретает сегмент заимствований субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Диверсифицированный качественный портфель консервативных инвесторов (пенсионные фонды, страховые организации, инвестиционные фонды) должен включать и субфедеральные, и муниципальные ценные бумаги, что накладывает особые требования на качество предлагаемых субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями финансовых инструментов.

Действующее в настоящее время бюджетное законодательство позволяет субъектам РФ и муниципальным образованиям выпускать долговые инструменты и одновременно содержит ряд требований к параметрам таких выпусков.

Так, предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта или муниципального долга не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня; размер дефицита бюджета субъекта не может превышать 15% объема доходов бюджета субъектов без учета финансовой помощи из федерального бюджета; размер дефицита местного бюджета, соответственно, не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта.

В случае отсутствия указанных параметров в Законе о бюджете субъекта Федерации, местном бюджете на текущий финансовый год (или их несоответствия установленным ограничениям) заимствования не допускаются.

В 2001-2003 гг. наблюдалась активизация этого рынка: многие субъекты РФ прибегают к заимствованиям с финансового рынка с целью финансирования дефицита бюджета. Вместе с тем, субъекты пока недостаточно используют существующие возможности финансового рынка: суммарный объем долга субъектов на 1 января 2003 г. составил 217,7 млрд. руб., при этом общий объем ценных бумаг в долге составлял всего 17,2%.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.