Малый бизнес и теневая экономика.

Существование и расцвет теневой деятельности малого бизнеса обусловлены принимаемыми решениями и практикой власти (государства, местного самоуправления, чиновничества в целом и конкретных чиновников). Теневые доходы стали необходимы малому бизнесу, чтобы покрывать ряд расходов, которые невозможно легальным образом произвести в условиях неблагоприятной внешней правовой, экономической, социальной и иной среды. Иначе говоря, теневой сектор «покрывает», «сглаживает» те недостатки экономической и правовой реальности, которые не в силах изменить власть.

Теневые доходы направляются на следующие цели: на развитие бизнеса; расходы на текущую деятельность предприятия («конвертные зарплаты», оплата аренды помещения и т. д.); на личное потребление руководителей малого бизнеса; расходы на криминальные «крыши»; на оплату государственных контролеров, налоговиков и т. д.

В ходе опроса, проведенного «Бизнес - Тезаурус», руководителям 600 предприятий было предложено выступит в качестве экспертов и дать оценку величины неформальных платежей представителям органов контроля, которые приходится платить «среднестатистическому малому предприятию». Полученные оценки варьируют от 1 до 60% от среднемесячной выручки предприятия. Большая часть предпринимателей сошлись во мнении, что величина этих платежей составляет около 10% от среднемесячной выручки предприятия. Средняя величина оценок по выборке в целом составила 13,8%. По мнению опрошенных предпринимателей, величина этих платежей имеет сравнительно «стабильный» характер. Средняя величина оценок за три года варьировала от 12,8 до 14,3%.

По данным опроса неформальные платежи предпринимателей органам контроля и «криминальным крышам» составляли около 30% среднемесячной выручки предприятий малого бизнеса. Уровень неформальных платежей представителям органов контроля существенным образом зависит от сферы деятельности предприятий малого бизнеса. Средний размер выплат чиновникам контрольно-надзорных органов варьирует от 5% в сфере бизнес-услуг (бухучет, юридическая помощь и т. д.). общий объем неформальных платежей, включая «дань» криминальным структурам в промышленности и оптовой торговле, может превышать половину среднемесячной выручки малых предприятий (таблица 2, стр. 46).

В среднем 38,9% от общей суммы неформальных платежей органам контроля (надзора) попадают в руки представителей различных инстанций федерального подчинения. Примерно четверть платежей (в среднем 24,9%) достается налоговым органам и их представителям. Налоговая полиция получает 18,7% от общей суммы платежей, а органы МВД – 16,8%.

Уровень изъятия средств малых предприятий в виде неформальных платежей представителям органов контроля (надзора) оказался сопоставим с уровнем инвестиций в российскую экономику: 14% средств направлялись на выплату незаконных поборов, против 18% - на капиталовложения. На самом деле первый показатель, возможно, выше, так как в данном случае он приведен в процентах от валовой выручки, а уровень инвестиций рассчитывается на базе только условно-чистой продукции (ВВП).

В ходе исследования выяснилась деятельность посредников на рынке лицензионных услуг. Значительная часть этой деятельности осуществляется неофициально, что засвидетельствовали 17,6% респондентов (в Москве – 26,4%). Завышенные размеры оплаты неофициальных услуг констатировали 48,2% опрошенных, в том числе 81,4% респондентов-москвичей. Ненамного ниже установленной оплаты оценили эти услуги30,7% респондентов (в Томской области – 54,4%, в Воронеже – 18,9%, в Москве – 9,4%). Причины, вызывающие готовность предприятий без оформления оплачивать услуги представителей лицензионного и иных уполномоченных органов, связанных с процедурами получения лицензии, очевидны: ускорение процесса (63,3% - в среднем по выборке и 85,1% - в Москве), а также упрощение соответствующей процедуры (58,3% - в среднем и 72,2% - в Томской области). Некоторая часть респондентов (6-7%) считают, что без этого лицензию вообще невозможно получить, а 6,3% (9,5% - в Москве) готовы платить потому, что на этом настаивают представители самих лицензирующих органов. Таким образом, по крайней мере 13% соискателей предрасположены идти в обход существующих правил, т. е. сами своим поведением порождают коррупцию, в остальных случаях она носит, скорее вынужденный характер.

Перейти на страницу: 1 2 3

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.