Малый бизнес и теневая экономика.

Прямое вымогательство со стороны государственных служащих упоминалось сравнительно редко. Лишь 6,5% опрошенных заявляли, что они были вынуждены платить, поскольку на этом настаивали представители органов. Результаты опроса демонстрируют очень незначительное изменение теневой составляющей в фактической среднемесячной выручке малых предприятий: доля неучтенной выручки составила в 2000г 18%, а в 2003г. 14,1%. Эта динамика находится в пределах допустимой статистической погрешности, так что говорить о ее реальном снижении можно лишь очень осторожно. Тем не менее, можно сделать вывод о неустойчивой тенденции легализации доходов малого бизнеса.

Во всех отраслевых группах малых предприятий часть респондентов указали на то, что у «среднестатистического МП» до 2001г. вообще не было не укрываемой выручки. Среди промышленных МП максимально укрываемой от официальных властей была названа доля в 80% от среднемесячной выручки за все обследуемые годы. Для оптовой и розничной торговли она колебалась в различные годы от 80 до 100%, что косвенно свидетельствует о реальных возможностях скрывать от налогообложения значительные доходы. В среднем же доля укрываемой выручки малыми предприятиями составляет от 14% в промышленности до 16% в торговле.

Оплата труда.

Основные жалобы как со стороны представителей государственной и негосударственной инфраструктуры, так и со стороны малых предприятий касаются единого социального налога, размер которого толкает предприятия на «уход в тень». В малом бизнесе в тени остаются главным образом оплата труда. Фактически здесь сталкиваемся с тем, что огромное количество работников просто не оформлены или большое количество оформлено на минимальную оплату труда. Плательщики единого налога здесь ничего не скрывают или, по крайней мере, до введения ЕСН не скрывали, но сейчас, когда останутся платежи в пенсионный фонд, можно предположить, что оплата труда будет скрываться, а показатели занижаться в несколько раз.

Результаты опроса предпринимателей демонстрируют нестабильность в динамике официального оформления оплаты труда персонала на малых предприятиях за последние годы. Так, по данным опроса, на малых предприятиях не оформлялось от 30 до 60% оплаты труда. О каком-либо снижении теневой составляющей в оплате труда работников с большой натяжкой можно говорить только применительно к промышленным и малым предприятиям розничной торговли. На основе полученных данных можно сделать вывод, что влияние ставки ЕСН на величину «тени» в деятельности малых предприятий является наиболее существенным показателем их деятельности: это тот фактор, который в наибольшей мере «тянет» малый бизнес в тень.

Формирование себестоимости продукции – это, в основном, стоимость сырья, материалов и стоимость рабочей силы. Если «в тени» большая часть оборота, то соответственно «в тени» и большая часть рабочей силы и сырья. Там, где продукция наукоемкая, с высокой долей интеллектуального труда, стоимость рабочей силы может составлять до 80% и выше. Там, где высока стоимость сырья, рабочая сила в себестоимости продукции составляет 15-20%. В сумме налоговые выплаты снижаются где-то в 2 раза. Таким образом, чем выше доля стоимости рабочей силы в себестоимости продукции, тем выше у малых предприятий доля «тени», поскольку действующие высокие ставки социальных выплат заставляют бизнес занижать официальную зарплату.

Представители инфраструктуры предпринимательства указывают на то, что более всего «черный нал» циркулирует в сфере розничной торговли и в строительстве. Согласно данным неформализованным интервью с представителями государственной и негосударственной инфраструктуры (Фонд поддержки малого предпринимательства, консалтинговая фирма), в расчетах с партнерами этот уровень достигает 50%, что существенно выше чем самооценка самого малого бизнеса.

В целом, по мнению представителей малого бизнеса, величина текущих (на момент проведения опроса) совокупных налоговых выплат от малых предприятий могла бы увеличиться более чем в 3 раза, если бы в налоговой и бухгалтерской отчетности малые предприятия фиксировали и оформляли все по «правилам» (в соответствии с установленными нормами). Таким образом, очевидны размеры «бюджетных потерь» от малых предприятий – разумеется, при том завышенном уровне налоговой, административной и иной нагрузки, которая в конечном счете трансформируется в поиски путей преодоления действующего законодательства, в конкретную правоприменительную практику. Понятно, что реально платить эти средства малый бизнес все равно не сможет, а начни он это делать – неизвестно, сохранится ли он сам.

Перейти на страницу: 1 2 3 

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.