НДС-счета в России: анализ возможных последствий

В настоящее время в России активно обсуждаются перспективы введения специальных счетов для упла­ты налога на добавленную стоимость. Ниже приведен краткий анализ возможных положительных и отрицательных последствий такого введения.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ МИНФИНА РОССИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ НДС-СЧЕТОВ.

В соответствии с поручением Правительства РФ Минфин России разработал и представил 1 декабря 2003 г. проекты нормативных актов, направленных на законодательное обеспечение введения специальных счетов по уплате налога на добавленную стоимость. В Правительство РФ были представлены проекты феде­ральных законов «О внесении изменений и допол­нений в Налоговый кодекс Российской Федерации» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с внесением изменений и дополнений в Налоговый ко­декс Российской Федерации».

Указанные законопроекты направлены на внесение следующих изменений и дополнений в российское нало­говое законодательство.

1. Вводится такой инструмент администрирования налога на добавленную стоимость, как НДС-счета. Для указанных счетов предлагается установить спе­циальный режим функционирования, в том числе предполагается определить, что денежные средства за­числяются и списываются с данных счетов только в счет операций по уплате НДС в бюджет и другим налого­плательщикам. В частности, закрепляется, что

- на НДС-счет денежные средства зачисляются:

- с НДС-счетов других лиц при расчетах за това­ры (работы, услуги),

- с расчетного счета владельца НДС-счета, откры­того в том же банке,

- с других НДС-счетов владельца НДС-счета,

- из бюджета в случае возврата сумм НДС и пени;

- с НДС-счета денежные средства списываются:

- на НДС-счета других лиц при расчетах за това­ры (работы, услуги) либо при возврате сумм, поступивших на НДС-счет в отсутствие основании для тако­го перечисления,

- на другие НДС-счета владельца НДС-счета,

- в бюджет на уплату НДС и пени, а также при взыскании НДС и пени в бесспорном порядке либо при завершении ликвидации или конкурсного произ­водства.

2. Вводится обязанность открытия специальных НДС-счетов для всех лиц, осуществляющих предпри­нимательскую деятельность, в том числе для лиц, осво­божденных от обязанностей налогоплательщика. Пред­полагается, что открывать НДС-счета будут и органы государственной власти (органы местного самоуправ­ления) для осуществления операций бюджетных учреж­дений по уплате НДС.

3.Любое взыскание средств с НДС-счетов может проводиться лишь в счет исполнения обязанности по уплате НДС и пени, начисленных за несвоевременную уплату НДС. В случае ликвидации организации сред­ства, оставшиеся на НДС-счете после уплаты ликвидируемой организацией НДС и пени, подлежат пере­числению в бюджет.

Предлагаемые изменения в Федеральные законы от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном произ­водстве», от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несо­стоятельности (банкротстве)», от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредит­ных организаций» фактически означают, что в случае конкурсного производства суммы, находящиеся на НДС-счете должника, могут быть перечислены на иные НДС-счета лишь в соответствии с требованиями о пере­числении НДС, и после завершения конкурсного про­изводства НДС-счет должника подлежит закрытию, а остаток на этом счете — перечислению в бюджет.

4. Неоднократное нарушение банком обязанностей по ведению НДС-счетов является основанием для обра­щения налоговых органов с ходатайством об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.

5. Банки не вправе осуществлять расходные опе­рации по вновь открытым НДС-счетам до получения от налогового органа подтверждения о получении уве­домления об открытии данному лицу НДС-счета.

6. Устанавливается обязанность банков в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, представлять в налоговые органы в электрон­ном виде сведения обо всех операциях по НДС-сче­там, включая выписку из лицевого счета и документы (с указанием в них кодов товаров, номеров и дат сче­тов-фактур), на основании которых совершены все записи по НДС-счету. При неоднократном нарушении данной обязанности налоговые органы вправе обра­титься в Банк России с ходатайством об отзыве лицен­зии на осуществление банковских операций, а также принять решение о запрете на осуществление банком операций по открытию и проведению расчетов по НДС-счетам.

7. Денежные средства могут быть перечислены с одного НДС-счета на другой вне зависимости от пере­числения платежа за налогооблагаемые товары (рабо­ты, услуги). Однако для владельца НДС-счета, на который с НДС-счета другого лица зачислена сумма по основаниям, отличным от уплаты НДС, или без основания, устанавливается обяза­тельство по перечислению данной суммы обратно на НДС-счет пла­тельщика в 14-дневный срок со дня ее получения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.