НДС-счета в России: анализ возможных последствий

8. Вводится понятие реестра счетов-фактур, в который должны включаться все выставленные и полученные счета-фактуры. Такие реестры должны пред­ставляться в налоговые органы в электронном виде и на бумажном носителе. Счет-фактура, не включенный в данный реестр, не может являться основанием для принятия предъявленной суммы НДС к возмещению или вычету.

9. Устанавливается порядок, при котором суммы НДС перечисляются поставщикам исключительно де­нежными средствами с НДС-счета покупателя на НДС-счет поставщика вне зависимости от формы расчетов (товарообменные операции, взаимозачеты, расчеты аккредитивами, чеками, векселями и т.д.).

10. К вычету принимаются только суммы НДС, пе­речисленные с НДС-счета покупателя на НДС-счет поставщика за налогооблагаемые товары (работы, услу­ги). Суммы НДС, уплаченные поставщикам в налич­ной форме, не подлежат вычету из налоговой базы налогоплательщика за исключением сумм НДС, упла­ченных по командировочным и представительским расходам, а включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. Суммы НДС, уплаченные в безналичной форме не с НДС-счета организации или индивидуального предпринимателя, не подлежат ни вычету из налого­вой базы, ни включению в состав расходов по налогу на прибыль, а включаются в состав внереализационных доходов для организаций либо не включаются в расходы (профессиональные вычеты) индивидуаль­ных предпринимателей.

11. Вычет сумм НДС, уплаченных при импорте това­ров, производится в виде исключения без перечисле­ния суммы НДС с НДС-счета в бюджет. Таким обра­зом, сохраняется действующий в настоящее время порядок, при котором импортер может вносить авансом сумму НДС и таможенных пошлин уполномоченному лицу с целью их последующего внесения в бюджет по мере таможенной очистки импортируемых товаров. Аналогичное исключение сохраняется для вычета сумм НДС, уплачиваемых за товары, ввозимые с террито­рии Республики Беларусь, с которой у Российской Федерации действует режим взимания НДС по став­кам страны происхождения.

12. В качестве компенсационной меры предусмат­ривается либерализация порядка возмещения НДС при налогообложении по ставке 0%, а также переход к при­нятию к вычету сумм НДС, уплаченных при осуществ­лении капитального строительства, в общем порядке (в настоящее время вычет сумм НДС, уплаченных по­ставщикам при осуществлении капитального строитель­ства, производится не ранее момента постановки на учет объекта завершенного капитального строительства).

ДОСТОИНСТВА СИСТЕМЫ НДС-СЧЕТОВ.

Главный аргумент в обоснование введения НДС-сче­тов — необходи-

мость принятия мер в области налого­вого администрирования, противодействующих укло­нению от обложения НДС с помощью короткоживущих организаций. Если для внедрения будет избран вариант, который предлагает Минфин России в настоя­щее время, то, по мнению сторонников введения НДС-счетов, возможны следующие выгоды от использова­ния таких счетов:

1) рост доходов от налога при сохранении действую­щей налоговой ставки;

2) устранение существующих искажений, когда не­добросовестные налогоплательщики, издержки кото­рых на уклонение от налогообложения сравнительно низки, имеют конкурентные преимущества перед добро­совестными налогоплательщиками, полностью испол­няющими обязанности по уплате налога;

3) новая схема не приведет к существенному росту издержек налогоплательщиков на исполнение законо­дательства;

4) за счет повышения прозрачности системы НДС повысится эффективность налогового администриро­вания в целом;

5) в краткосрочной перспективе не существует иных методов эффективного противодействия использу­емым методам уклонения от налогообложения.

ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ НДС-СЧЕТОВ.

Оппоненты предлагаемой идеи о введении НДС-сче­тов подвергают сомнению позиции, высказываемые сторонниками НДС-счетов. Однако необходимо отме­тить, что ни сторонники, ни оппоненты НДС-счетов не располагают достоверными результатами иссле­дований по двум направлениям, необходимыми для подтверждения либо опровержения правомерности утверждений. Речь идет о следующих направлениях ана­лиза:

1) масштабы уклонения от уплаты НДС с использо­ванием короткоживущих организаций в настоящее время (т.е. того единственного вида уклонения, на борьбу с которым направлены НДС-счета);

2) масштаб увеличения издержек на исполнение налогового законода-

тельства (в частности, издержек налогоплательщиков на администрирование специаль­ных счетов, издержек налоговых органов на налого­вое администрирование).

В то же время предварительное исследование до­ходов от НДС в ряде стран с переходной экономикой и развитых стран, проведенное ИЭПП, показало, что объем доходов российского бюджета от НДС, состав­ляющий от 6,5 до 7% ВВП, находится на среднем уров­не по группе исследуемых стран с учетом средней на­логовой ставки, уровня экономического развития и прочих факторов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.