Подходы к экономической оценке природных ресурсов

Рентный подход. Трактовки теории ренты очень разнообразны, а предлагаемые способы ее исчисления достаточно сложны и для мно­гих ресурсов не разработаны. Эта неопределенность затрудняет вне­дрение в практику рентных оценок и платежей. Дифференциальная рента является основой экономических отношений в сфере природо­пользования. Это обусловлено тем обстоятельством, что переход к ры­ночным условиям хозяйствования, происходящий в нашей стране в настоящее время, требует создания системы природопользования, ос­нованной на налогообложении недвижимости. В основе современных концепций налогообложения недвижимости лежит принцип изъятия в пользу общества дифференциальной ренты. Она должна явиться важ­нейшим источником доходов бюджетов различных уровней, а также регулятором распределения различных видов деятельности в террито­риальном разрезе. Это обуславливает необходимость более подробного рассмотрения теории дифференциальной ренты.

В последнее время получили развитие оценки природных ресурсов через «косвенную стоимость использования» или через определение эффекта от лесонасаждения и сохранения растительного покрова (уг­леродный кредит). Последний подход может найти реальное приме­нение при регулировании глобального использования природных ресурсов и управлении выбросами парниковых газов на основе тор­говли правами на загрязнение. В данном случае как раз и использу­ется экономическая интерпретация понятия «ассимиляционный по­тенциал окружающей среды».

Торговля квотами на выбросы загрязняющих веществ в окру­жающую среду относится к числу перспективных экономических инструментов экологической политики. Первоначально введенный на уровне фирм и предприятий, данный механизм управления при­родопользования в настоящее время получает новое развитие в сфере международных отношений. Особую актуальность данное положение получило после Конференции ООН по изменению кли­мата в г. Киото (декабрь 1997), где мировому сообществу впервые удалось договориться о взаимоприемлемых количественных обяза­тельствах по ограничению и сокращению объема техногенных вы­бросов парниковых газов (основу которых составляют углекислый газ, метан, азотные соединения).

Суть данного подхода состоит в следующем: развитые страны, как и страны с переходной экономикой, приняли обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, а в качестве точки отсчета (базового уровня) взят 1990 г. Присоединившиеся к Конвенции страны к 2000 г. должны сократить свои выбросы до базового уров­ня. К примеру, к 2008 г. США обязаны снизить загрязнение атмо­сферы на 3%, страны ЕС — на 8%, Япония — на 6%. По прогнозам, Россия в обозримом будущем не будет выбирать свои квоты, и в 2010 г. выбросы страны составят лишь 92—96% от уровня 1990 г. В этих условиях возникает реальная возможность торговли неисполь­зованными квотами на выбросы парниковых газов в размере 250 млн т ежегодно при рыночной цене одной тонны 10 долл. США. Прода­вая квоты на выбросы парниковых газов, которые связаны с потеп­лением климата, странам-загрязнителям, Россия только за период до 2005 г. может получить не менее 18 млрд долл. Объем таких сделок до уровня 2008 г., согласно расчетам Бюро экономического анализа при Минэкономразвития России, может возрасти до 14,7—22,9 млрд долл. Таким образом, ежегодно Россия может получать на мировом рынке по продаже квот на выбросы в атмосферу парниковых газов до 3 млрд долл. Однако выигрыш на рынке квот прямо связан с не­обходимостью технологического перевооружения производства, сле­дования мировым стандартам энергоэффективности, принципам ус­тойчивого ведения лесного хозяйства.

В таблице 1.2 показаны количественные ограничения выбросов парниковых газов для отдельных стран, определенные Киотским протоколом. Таблица 1.2

Количественные ограничения выбросов парниковых газов, определенных Киотским протоколом для индустриально развитых и развивающихся стран

п/п

Страна

Изменение выбросов парниковых газов по сравнению с базовым 1990г., %

п/п

Страна

Изменение выбросов парниковых газов по сравнению с базовым 1990г., %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Австралия

Австрия

Бельгия Болгария

Великобритания

Венгрия

Германия

Греция

Дания

Европейское сообщество

Ирландия

Исландия

Испания

Италия

Канада

Латвия

Литва

Лихтенштейн

Люксембург

Монако

108

92

92

92

92

94

92

92

92

92

92

110

92

92

94

92

92

92

92

92

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

Нидерланды

Новая Зеландия

Норвегия

Польша

Португалия России

Румыния

Словакия

Словения

США

Украина

Финляндия

Франция

Хорватия

Чехия

Швейцария

Швеция

Эстония

Япония

92

100

101

94

92

100

92

92

92

93

100

92

92

95

92

92

92

92

04

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.