Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

1.3. Принципы и методы региональной экономики и управления

Опыт регионального управления, а также анализ зарубежной теории и практики показывает, что его эффективность во многом зависит от соблю­дения вполне определенных принципов, которые обусловлены законами ры­ночной экономики. В литературе отмечается, что новая система управления должна ориентироваться на общие теоретические принципы, представлен­ные на рис. 1.2.

Для эффективности регионального управления современные ученые предлагают использовать следующие основные принципы: децентрализа­ция, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, выделенная компетентность. Коротко рассмотрим их содержание.

Принцип децентрализации означает, что принятие решений от централь­ных органов управления переходит к агентам рынка. Принцип ограничивает монополию регионального управления, обеспечивает экономическую свобо­ду субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему при­нятия решений, а также обеспечивает передачу функций на региональный уровень.

Принцип партнерства предполагает уход от жесткой иерархической со-подчиненности по вертикали. Он определяет правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.

Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ре­сурсов под заранее определенные цели. Он реализуется в региональном управлении через формирование механизмов перераспределения финансо­вых ресурсов. Основная цель этого перераспределения заключается в обе­спечении минимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона.

Содержанием принципа мобильности и адаптивности является способ­ность системы регионального управления гибко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформа­цию функциональной и организационной структур регионального управле­ния, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняю­щимся рыночным условиям.

Принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разграни­чения функций) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. По этому принципу осуществля­ется перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой функции. Суть этого принципа состоит в наделении каждого субъ­екта управления точно очерченными функциями, которые законодательно закрепляются за ним. При этом для реализации каждой функции закон уста­навливает соответствующие объемы ресурсов и их источники.

Методы управления в соответствии с ГОСТОМ разделяются на органи­зационно - распорядительные (административные), экономические и соци­ально-психологические.

Методы управления представляют собой способы, приемы, действия, с помощью которых выполняются функции управления. Все методы управле­ния взаимосвязаны, образуют единую систему. Их необходимо использовать комплексно, там где эти методы взаимно дополняют друг друга в оптималь­ной пропорции.

Некоторые ученые-экономисты придерживаются той точки зрения, что для решения проблем экономического развития регионов необходимо осуществить переход от чисто административных методов управления к экономическим, рыночным и демократическим формам воздействия на хо­зяйственные процессы. Регионы приобретают статус реальных субъектов экономики, формирующих собственную социально-экономическую полити­ку развития территории.

Под региональным развитием понимается прогрессивное изменение со­циально-экономической структуры региона, которое обеспечивает экономное использование ресурсов и максимальное удовлетворение производственных

потребностей территории. При данном подходе происходят существенные перемены в основных методах управления и показателях его оценки.

Экономические методы предполагают использование денежно-стои­мостных инструментов в производстве, распределении и обмене товаров, а также в управлении хозяйственной деятельностью в масштабах отдельных регионов и страны в целом. Экономические методы наряду с организацион­ными необходимы для обеспечения соответствия между совокупным пла­тежеспособным спросом и совокупным предложением продукции и услуг. Также особого внимания требуют организационные и экономические меры по повышению роста производства, ускорению формирования малых и сред­них предприятий, а также крупных корпораций в тяжелой промышленности и отраслях, которые непосредственно ориентированы на удовлетворение со­циальных нужд.

Перейти на страницу: 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.