Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

Необходимо устранение диспропорций в снабжении материально-техни­ческими ресурсами базовых отраслей, соблюдение эквивалентного обмена промышленных изделий на продукцию сельского хозяйства и других секторов экономики. Такие задачи, как показывает практика, успешно решаются при рациональном сочетании рыночного саморегулирования производства с го­сударственным управлением народным хозяйством. Экономические методы в сочетании с организационно-распорядительными, могут способствовать эффективности проведения земельной реформы, перестройки хозяйственной системы, улучшению подготовки и расстановки кадров в органах управления и на предприятиях. Зарубежный опыт показывает, что для устойчивого роста производства и улучшения жизни необходимо рациональное сочетание ры­ночного регулирования на микроуровне с государственным воздействием на макроэкономические процессы и их сбалансированное развитие. Это может проявляться в политике цен, во внешнеэкономической деятельности и др.

Следует отметить, что методы регионального управления также обуслов­лены системой рыночного хозяйства региона. Современные ученые придер­живаются традиционной точки зрения относительно содержания методов управления. Например, А.Л. Гапоненко и А.Н. Панкрухин [14] считают, что под методами регионального управления понимается совокупность приемов и средств воздействия на хозяйствующие субъекты региона. При этом в практике регионального управления используется два вида методов: методы прямого (непосредственного) воздействия на субъекты хозяйствования и методы опосредованного воздействия. Первые - в большей мере касаются объектов, относящихся к собственности субъектов Федерации, вторые -по всем другим объектам.

1.4. Функции регионального управления

Процесс управления представляет собой совокупность и взаимосвязь функций управления. Планирование является одной из важнейших функ­ций, которая определяет цели, наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и соответствующую для этого систему показателей.

В современных условиях происходит трансформация функции плани­рования в форме перехода от директивного планирования к индикативному. Директивный план, подготавливаемый Госпланом, был в основном произ­водственно-техническим, а не экономическим, т. к. характер производства в основном отображал механизм распределения ресурсов. Индикативное пла­нирование - это средство реализации социально-экономической политики государства, его основной метод воздействия на ход функционирования ры­ночной экономики. Это планирование представляет собой процесс форми­рования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и разработку мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленных индикаторов. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, которые характеризуют динамику, структуру и эф­фективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т. д.

Индикативное планирование является наиболее приемлемой для усло­вий рыночной экономики и широко распространенной во всем мире формой государственного планирования макроэкономического развития. Индика­тивный план не имеет директивного характера, он содержит ограниченное число обязательных заданий и является в значительной мере направляющим и прогнозным инструментом.

Традиционная функция управления - организация в новых условиях хозяйствования также подвергается изменениям, которые выражаются в со­кращении и оптимизации размеров хозяйствующих субъектов. Расширяется практика применения матричной и сетевой структур управления. Сетевая организация становится все более распространенной во всех отраслях хо­зяйства. Сущность сетевой организации заключается в осуществлении ком­плексных сделок на основе подписания контрактов с промышленными ком­паниями, транспортными агентствами, торгово-посредническими фирмами, предприятиями розничной торговли, объединенными в сеть.

А. И. Гаврилов [12] предлагает функции регионального управления, представляющие собой конкретные формы воздействия на все процессы в

регионе, дифференцировать по назначению и содержанию. Эта дифферен­циация опирается на сущность и социальную ориентацию регионального управления как инструмента рыночной экономики.

Перейти на страницу: 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.