Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

Итак, мы попытались показать, что исследованные нами факторы влияли на становление неформальной экономики в достаточно длительном историческом периоде, действуя постоянно, формируя систему ценностей россиян, менталитет. Неформальные экономические отношения составляют сущность национальной экономической модели России, базовый институт. Итак, мы попытались привести аргументы в пользу доказательства того положения, что одним базовым институтом институциональной структуры экономики России является ее неформальная экономика, в которой преобладают неформальные правила игры и неформальные ограничения. На наш взгляд, институциональная структура российской экономики будет «недостроенной», если мы не выделим еще и другой базовый институт, определяющий устойчивый комплекс формальных правил игры. Можно предположить, что этим базовым институтом будет раздаточная или редистрибутивная экономика в разработке О.Бессоновой и С.Г. Кирдиной.

С этих позиций в самом общем виде институциональные основы российской экономики будут представлены как взаимосвязанное единство двух базовых институтов: неформальной экономики и раздаточной редистрибутивной экономики. Однако важно не только институциональные основы и раскрыть в общем виде содержание институциональной структуры экономики России, но и показать в порядке постановки проблемы механизмы этих институтов.

Нам представляется, что исследовать институциональные изменения можно, анализируя категории менталитет – социально-экономический генотип [14]. Менталитет, как подсознательная социально-психологическая программа действий и поведения людей, нации проявляются в сознании и практической деятельности субъектов, а конкретно, в экономических отношениях, как социально-экономический генотип. Другими словами, если менталитет – некая незыблемая универсальная матрица, несущая информацию об особенностях проявления национального в социальных отношениях в экономике, политике, идеологии, то социально-экономический генотип уже понятия «менталитет», и представляет как бы проекцию менталитета на экономические отношения в их динамическом состоянии, в состоянии изменчивости и развития.

ВОПРОС №12

«Институциональные и правовые основы регулирования регионального развития».

Одной из форм реализации полномочий соответствующих органов го­сударственной власти по собственным предметам ведения является издание нормативных правовых актов соответствующего уровня - федеральных и региональных, в том числе регулирующих экономику субъектов Федерации.

Среди нормативных правовых актов по управлению экономикой субъек­тов Российской Федерации, выделяются:

- нормативные правовые акты общего характера, которые наряду с дру­гими вопросами регулируют вопросы региональной экономики;

- нормативные правовые акты специального характера, непосредствен­но регулирующие региональную экономику.

К первой группе относятся рассмотренные ранее Конституция Россий­ской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации «О принципах и порядке разфаничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», Устав (Основной закон) Воро­нежской области.

Например, Устав (Основной закон) Воронежской области наряду с дру­гими определяет следующие вопросы, прямо или косвенно касающиеся региональной экономики:

- разграничение предметов ведения и полномочий органов государ­ственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе по экономическим вопросам (ст. 10-15);

- компетенцию органов государственной власти области, в том числе в экономической сфере (ст. 30-31, 38, 40);

- основы местного самоуправления в области, в том числе компетенцию органов местного самоуправления (ст. 52-53, 55) и его экономические осно­вы (ст. 57 «Экономическая основа местного самоуправления», ст. 58 «Мест­ный бюджет»);

- основы экономики области (Раздел V «Экономика области»: глава 9 «Экономическая система области» и глава 10 «Свобода экономической дея­тельности на территории области», раздел VI «Финансы области»: глава 11 «Финансовые ресурсы области» и глава 12 «Бюджетная система области», глава 13 «Кредитные ресурсы области»).

. Ко второй группе относятся нормативные правовые акты, специально посвященные регулированию экономики субъектов Российской Федерации. К таким относится, например. Федеральный закон Российской Федерации от 17.12.99 г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федера­ции». Этот закон определяет общие принципы и основные задачи деятельно­сти ассоциаций, их отношения с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Перейти на страницу: 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.