Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

В качестве примера нормативных актов органов местного самоуправ­ления можно привести регулирование земельных отношений, в том числе платы за землю, вопросов муниципальной собственности, в том числе арен­ды объектов недвижимости, регистрации юридических лиц, регулирование бюджетной сферы, а также исполнение переданных государственных полно­мочий, что оказывает косвенное влияние на экономику регионов.

Существуют и иные классификации методов государственно-правово­го регулирования. Например, классификация Тихомирова [78] основана на том, что способы государственно-правового регулирования отличаются по характеру воздействия и от степени самостоятельности, предоставляемой хозяйствующим и иным субъектом. Условно их можно объединить в шесть групп.

В первую группу он включает методы, способы общенормативного ре­гулирования: а) введение общих правил; б) установление порядка создания, реорганизации и упразднения структур; в) определение порядка их деятель­ности.

Во вторую группу входят программно - установочные способы: а) це­левые программы; б) тематические планы; в) концепции, функциональные правила (режимы); г) схемы управления; д) схемы градостроительного планирования развития территорий; е) генпланы городов; ж) земельный кадастр.

К третьей группе относятся легализующие средства: а) лицензирование;

б) аккредитация; в) сертификация.

В четвертую группу включаются способы нормативно-количественного измерения: а) стандарты; б) квоты; в) цены; г) тарифы; д) нормативы; е) ли­миты; ж) налоги (сборы); з) плата; и) ставки (таможенных пошлин и др.).

В пятую группу входят способы поддержания уровня деятельности и ее стимулирования: а) кредиты; б) льготы; в) отсрочки; г) дотации; д) субсидии;

е) трансферты; ж) надбавки; з) поощрение; и) госзаказ; к) госзакупки.

В шестую группу включаются контрольно-учетные и «запретные» способы: а) учет; б) статистическая отчетность; в) проверки и иные формы контроля; г) запреты; д) ограничения; е) предписания; ж) санкции (штрафы и др.); з) лишение легальности (приостановление, признание недействитель­ными сделок, действий,актов).

Эффективность использования государственно-правовых способов регу­лирования экономики и других сфер достигается при соблюдении следующих условий:

- обоснованный выбор их с учетом специфики тех или иных объектов воздействия;

- использование способов регулирования на основе анализа оценки ди­намики объектов;

- гибкое сочетание методов, не допускающее чрезмерной оценки пред­приятий;

- применение способов регулирования с учетом природы секторов экономики и организаций, принадлежащих к разным формам собственно­сти. Так, для государственных предприятий будут более жесткими методы шестой группы, для акционерных обществ - методы четвертой группы. Для всех субъектов хозяйствования применимы методы первой и второй групп;

- согласование способов внутреннего и международного регулирова­ния, когда последние признаны официально в установленном порядке. Так, международные стандарты финансовой отчетности реализуются в России в рамках Программы реформирования бухгалтерского учета, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283;

- тщательная регламентация методов государственного регулирования в специальных актах либо их разделах. Имеются в виду точные нормы -дефиниции, круг уполномоченных органов (должностных лиц), виды представляемых документов, права граждан и юридических лиц, порядок принятия решений и их обжалования, ведение реестра и пользование им. Например, есть Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государ­ственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», есть Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании от­дельных видов деятельности», но до 2002 года не было федерального закона о государственной регистрации юридических лиц. Это привело к наличию массы ненужных подзаконных и региональных актов.

Несмотря на всю важность факта введения и использования право­вых регуляторов, гораздо большее значение имеет содержательный аспект регуляторов. Например, установленные в первой половине 90-х гг. жесткие рамки деятельности юридических лиц должны замещаться на мероприятия и средства стимулирования и поощрения предпринимательской деятельно­сти. Поощрительный метод регулирования позволяет побуждать субъекты хозяйствования к совершению полезных действий путем создания их заин­тересованности в получении дополнительных благ.

Перейти на страницу: 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.