Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

На втором этапе оставшиеся 20% общего объема ФФПР распределяются между наименее обеспеченными субъектами федерации так, чтобы довести бюджетную обеспеченность этих территорий до одного и того же, максимально возможного при данном объеме ФФПР, уровня. В результате общая величина трансфертов таким субъектам РФ складывается их двух частей.

Методикой предусмотрено также выделение субъектам РФ в пределах рассчитанных сумм трансфертов целевых средств на закупку и доставку продукции в районы с ограниченными сроками завоза и на компенсацию повышенных тарифов на электроэнергию для территорий Дальнего Востока и Архангельской области.

Таким образом, основу методики составляет определение для каждого субъекта РФ индекса налогового потенциала (ИНП) и индекса бюджетных расходов (ИБР).

Через Фонд софинансирования социальных расходов должны предоставляться (на долевой основе) средства, обусловленные соблюдением в субъектах Федерации определенных параметров финансирования приоритетных расходов.

Существующий Фонд компенсаций включает в себя установленные федеральными законами социальные пособия и льготы. Он обеспечивает на всей территории страны социальные гарантии незащищенным слоям населения.

Дополнительным элементом механизма финансовой помощи субъектам Федерации станут Фонд регионального развития, предназначенный для поддержки инвестиционных программ и проектов и Фонд реформирования региональных финансов, средства которого планируется предоставлять на конкурсной основе регионам, выполнившим заявленные программы бюджетных реформ.

В системе финансовых отношений в государстве немаловаж­ную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на нацио­нальную экономику в целом и на отдельные ее сферы, играют налоги. Налоги - обязательные платежи, взимаемые государ­ством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании

финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны также «гасить» возни­кающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдер­живать деятельность тех или иных экономических субъектов.

В соответствии с этим налоги выполняют следующие функ­ции: регулирующую, стимулирующую, распределительную и фискальную.

Налоговая система базируется на соответствующем законо­дательстве, которое устанавливает конкретные методы постро­ения и взимания налогов, т.е. определяет конкретные элемен­ты налогов. К элементам налогов относятся:

- субъект налога - лицо, которое по закону обязано платить налог;

- носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;

- объект налога - доход или имущество, с которого начис­ляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т.д.);

- ставка налога - величина налоговых начислений на еди­ницу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т.п.).

Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютной сумме на единицу отложения, независимо от размеров дохода, например, на тонну нефти), пропорциональные (действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины), прогрессивные (предполага­ют возрастание ставки по мере роста дохода), регрессивные (предполагают снижение величины ставки по мере роста дохо­да). При прогрессивной шкале налогообложения налогопла­тельщик платит не только большую абсолютную сумму дохо­да, но и большую его долю. Прогрессивные налоги - это те налоги, которые сильнее всего «давят» на лиц с большими до­ходами. Регрессивный налог может и не приводить к росту аб­солютной суммы поступлений в бюджет при увеличении дохо­дов налогоплательщиков.

В практике налогообложения используются различные виды налогов.

1. По способу платежа различают прямые и косвенные на­логи.

Прямые налоги платятся субъектами налога непосредствен­но и прямо пропорциональны платежеспособности. Это подо­ходный налог с юридических и физических лиц, налог на опе­рации с ценными бумагами, налог на землю и др.

При косвенном налогообложении субъект налога и его но­ситель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются че­рез надбавку к цене и являются налогами на потребителей. Так, например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачи­ваются производителем, который включает их в цену реализа­ции. Соответственно, покупатель этих товаров и становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам от­носятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможен­ные пошлины/монопольный налог.

Перейти на страницу: 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.