Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

Недостатком регионального нормотворчества в сфере экономических отношений следует считать частое изменение законодательства, действие наряду с новыми устаревших законов, что порождает коллизии правовых норм (одновременное регулирование одних и тех же отношений разными нормами, зачастую существенно отличающимися друг от друга).

ВОПРОС 13

«Инструменты экономического регулирования: планирование и прогнозирование, бюджетно-налоговая система, бюджетный федерализм, использование различных регулирующих инструментов, макро и микроинструменты региональной политики».

Бюджетный федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов РФ и органами местного самоуправления в области финансов, в частности в бюджетной сфере.

Принципы:

1)законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней;

2)обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

3)обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

4)наличие единых для каждого звена БС формализованных прозрачных методов регулирования бюджетов;

5)самостоятельность и равноправие каждого бюджета, выражающееся в самостоятельности бюджетного процесса

Все бюджеты взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Взаимоотношения бюджетов субъектов РФ с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами строятся на использовании единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

Собственные доходы – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.

Регулирующие доходы - это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе по разным видам таких доходов.

К регулирующим доходам относят:

-трансферты - средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.

-дотация - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

-субвенция – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.

-субсидия – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Помимо отчислений от государственных доходов и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов.

Основным каналом предоставления финансовой помощи из федерального бюджета является Фонд финансовой поддержки регионов. Важнейшим направлением развития бюджетного федерализма в 1999-2001гг. стало совершенствование распределения трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки регионов-субъектов РФ (ФФПР). В результате выработана новая методика распределения, в соответствии с которой, размер трансферта зависит от величины рассчитываемых по всем субъектам РФ удельных (душевых) валовых налоговых ресурсов (ВНР). Они приводятся к сопоставимому виду посредством формулы:

ВНРiпр=(а*ИНПi)/ИБРi, где

ВНРiпр – приведенные удельные валовые налоговые ресурсы i-го субъекта федерации, а - прогнозируемый на год средний уровень налоговых доходов субъектов РФ в расчете на душу населения; ИНПi – индекс налогового потенциала i-го субъекта РФ; ИБРi – индекс бюджетных расходов i-го субъекта РФ.

Определение размера трансфертов проводится в два этапа. Первая часть ФФПР (80% от общего объема) распределяется между субъектами РФ, для которых приведенные удельные ВНР меньше среднероссийского показателя, пропорционально их отклонениям от этого уровня.

Перейти на страницу: 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.