Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

Другой нормативный правовой акт специального характера - Федераль­ный закон Российской Федерации от 04.01.99 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» - закрепляет право субъектов Российской Федерации на осу­ществление международных и внешнеэкономических связей, определяет об­щий порядок координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, содержит правовые гарантии обеспечения прав и законных интересов субъектов Российской Федерации при установле­нии и развитии международных и внешнеэкономических связей.

На рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Рос­сийской Федерации находятся проекты Федеральных законов Российской Федерации (по состоянию на 20.01.2002 года):

- «Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации»;

- «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Рос­сийской Федерации»;

- «О федеральных целевых программах регионального развития». На региональном уровне нормативными правовыми актами, направлен­ными на регулирование экономики области, являются законы Воронежской области «Об управлении государственной собственностью Воронежской об­ласти» (от 17.03.97 г. № 86-3), «Об областном (региональном) государствен­ном заказе» (от 05.01.96 г. № 40-3), «О регулировании земельных отношений в Воронежской области» (от 09.06.95 г. № 18-3) и другие нормативные право­вые акты.

Помимо изложенной выше классификации (по кругу регулируемых от­ношений) нормативные правовые акты, регулирующие вопросы экономики субъектов Российской Федерации, различаются по уровню нормативного регулирования (по юридической силе). Прежде всего выделяются федераль­ные и региональные нормативные правовые акты.

К федеральному уровню относятся:

- Конституция Российской Федерации 1993 года, устанавливающая основы экономической системы страны в целом и ее территорий, в част­ности;

- федеральные конституционные законы и федеральные законы, регули­рующие отдельные экономические вопросы, в том числе развитие экономи­ки регионов;

- указы Президента Российской Федерации, регламентирующие осо­бенно важные вопросы жизнедеятельности государства и общества и зани­мающие особое место в иерархии нормативных правовых актов Российской Федерации;

- постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, всесторонне и оперативно регулирующие экономические и финансовые от­ношения;

- ведомственные нормативные акты (прежде всего Министерства эко­номического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства по налогам и сборам Рос­сийской Федерации и т. д.).

На законодательном уровне регулируются наиболее значимые экономи­ческие вопросы, например реализация конституционного принципа свободы экономической деятельности. Этот принцип нашел развитие в Законе Рос­сийской Федерации от 22.03.91 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Федеральных за­конах от 23.06.99 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», от 17.08.95 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

На федеральном уровне регулируется экономика отдельных территорий Российской Федерации, имеющих сложные природно-климатические и дру­гие условия. К таким территориям, несомненно, относится Крайний Север. Его экономическое развитие регулируется прежде всего Федеральным за­коном от 19.06.96 г. № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации».

В первой половине 90-х гг. к федеральным законам по юридической силе фактически приравнивались указы Президента Российской Федерации. Классическим примером стал Указ Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаи­моотношениях бюджетов различных уровней», который коренным образом изменил действующую на тот момент налоговую систему Российской Феде­рации и внес изменения в основные законы о налогах и сборах. Тем самым был нарушен принцип законодательного регулирования налогов и сборов.

В связи с таким смешением в иерархии нормативных актов возникла точка зрения об особом месте в российском законодательстве указов Пре­зидента Российской Федерации, которая находила многочисленные под­тверждения вплоть до середины 90-х гг. прошлого века. Такая роль указов Президента обусловлена была сложной политической и экономической ситу­ацией, противостоянием с законодательной властью и необходимостью опе­ративно регулировать новые экономические отношения. Так, в 1991-1992 гг. Президент принимает следующие важные для начала осуществления эко­номической реформы указы: «О мерах по либерализации цен» (от 03.12.91 г. № 297), «О либерализации внешнеэкономической деятельности на терри­тории РСФСР» (от 12.12.91 г. № 213), «О свободе торговли» (от 29.01.92 г. № 65), «О едином экономическом пространстве РСФСР» (от 12.12.91г. № 269)и др.

Перейти на страницу: 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.