Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

Эффективность контроля в региональных администра­циях обеспечивается следующими его качественными ха­рактеристиками:

1) стратегическая направленность;

2) ориентация на результаты;

3) соответствие основному направлению деятельности региональной организации;

4) своевременность;

5) гибкость (адаптивность);

6) простота;

7) экономичность;

8) сопрягаемость с информационно-управляющей сис­темой (автоматизированной системой управления) регио­нальной организации.

Как функция оперативного управления, контроль в региональной организации представляет собой сложный многогранный процесс разработки стандартов, получения, сравнения и анализа информации об их соблюдении, вы­работки решений и информирования руководителей раз­ных уровней административно-управленческого аппарата о ходе выполнения управленческих решений и рекоменду­емых путях корректировки курса.

Контроль представляет собой замыкающий элемент постоянно возобновляющегося процесса оперативного уп­равления. В совокупности с планированием, распорядитель­ством и мотивацией контроль обеспечивает целостность и внутреннее единство функций оперативного менеджмен­та.

ВОПРОС №18

«Культура организации и стиль руководства».

В течение 60-70-х годов в мировой теории организации произо­шел переход от доминировавшего ранее механистического, структур­ного, бюрократического толкования организации к современной орга­низационной теории, основанной на концепции человеческих возможностей [24, с. 8), среди создателей которой — А. Маслоу, , Д. Макгрегор. Эта концепция акцентирует значимость социально-по­литико-психологической компоненты организации, ее организационной культуры.

Организационная, или корпоративная культура — это система раз­деляемых в организации ценностей, истин (убеждений), мнений, сло­жившихся традиций [14, с. 58], дифференцированных по приоритетам и взаимосвязанных. Организационная культура может рассматриваться как образ внутренней жизни, мышления, действий и бытия организа­ции.

Приоритеты организационных ценностей (истин, традиций) оп­ределяются организационной властью; результатом взаимодействия фак­торов силового, властного влияния извне и внутри организации.

Власть здесь понимается как способность аккумулировать, распре­делять и перераспределять необходимые ресурсы. В каждой организа­ции существует свое силовое поле, образуемое взаимодействующими факторами силового воздействия, формирующее соответствующую орга­низационную культуру (рис. 5.1)

Организационная культура предприятия имеет поистине страте­гическую значимость. Признано, что сила организационной культуры в проведении изменений и реформ сопоставима с силой иерархических правил, формальных методов административного управления [24, с. 10]. Следует учитывать, что организационные приоритеты — приоритеты ценностей, мнений,— фактор, влияющий на идентификацию страте­гическим руководителем миссии фирмы в процессе стратегического уп­равления. Кроме того, организационная культура — важный фактор ре­ализации стратегии, она представляет собой этико-эмоциональную ком­поненту организационного поведения, направляя его в соответствии с миссией/целью, определяя необходимые стандарты организационного поведения. Совместимость организационных культур отдельных фирм — наряду с разделяемыми целями и состоянием внешней среды — необходимое условие их стратегического партнерства. Формирование орга­низационной культуры — непосредственная обязанность стратегичес­кого руководителя — лидера.

Руководитель компании призван реализовать две ведущие ком­поненты роли организационного макролидера: 1) построение отноше­ний организации с внешней средой для обеспечения преимуществен­ного положения организации и 2) построение отношений между людьми внутри организации посредством создания корпоративной культуры.

Рост нестабильности среды предприятия увеличивает роль не­формальных, как более адаптивных, гибких факторов в управлении в сравнении с формальными. Поэтому современный стратегический ру­ководитель должен быть признанным лидером — сочетать формальное лидерство с неформальным. Лидерство — это межличностный и эмоци­ональный процесс, посредством которого лидер влияет на поведение других людей. Неформальный лидер — лидер, чье становление и при­знание происходит вне формальных механизмов становления и призна­ния лидерства, должен обладать следующими личностными способно­стями: 1) особенно ясным восприятием действительности; 2) четкостью его выражения, умением концептуализации идей; 3) сформировавши­мися убеждениями, которые он готов отстаивать: 4) способностью со­переживания ведомым — эмпатией. Сочетание этих свойств формирует видение лидера, т. е. его восприятие и оценку действительности в раз­витии. Кроме того, они создают психологическую основу объедине­ния людей обшей целью. Неотъемлемыми личностными чертами со­временного лидера признаны также решимость, настойчивость, внутренняя сила, мужество и смелость. Оптимизм, эгалитаризм (ори­ентация в большей степени на построение команд, а не иерархий) — необходимые свойства личности стратегического лидера.

Перейти на страницу: 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.