Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

Программа должна иметь четко фиксируемые начало и конец; при этом сроки программы позволяют осуществлять контроль за ее реализацией и оценить ее выполнение.

Программа, как правило, реализуется в несколько этапов. Дело в том, что с помощью данного метода управления задачи обычно решаются один раз и впервые в данной постановке, что предпо­лагает несколько равновероятностных исходов. В свою очередь, последнее обстоятельство заставляет разрабатывать запасные ва­рианты решения проблемы в случае неудачи на отдельных этапах реализации программы. В связи с этим широко применяется се­тевое планирование.

Методический инструментарий программно-целевого подхода включает широко использовавшиеся в прежние годы методы «де­рево целей», балансовых и технико-экономических расчетов, оп­ределения приоритетов, разработки вариантов и др., причем как в традиционном экономико-статистическом, так и в экономико-математическом исполнении.

Региональные программы должны базироваться на единой системе методов и показателей общенационального и терри­ториального регулирования, что обеспечивает сопоставимость этих уровней и возможность включения в программный и непрограмм­ный оазоезы региональных разработок.

На стадиях научной разработки программы исключительно важен вариантный подход. Многовариантность позволяет надеж­но выявить и обосновать наиболее эффективные пути достижения программных целей. При этом надо различать ценность вариан­тов с количественными различиями показателей (вилка) и с прин­ципиальными качественными отличиями решений (альтернатива).

Для выявления оптимального варианта программы подходят такие критерии, как минимум времени реализации при заданных ограничениях на ресурсы и конечных показателях; минимум зат­рат на реализацию при фиксированных конечных показателях и времени реализации; минимум отклонения конечных показателей от установленных нормативов при заданных затратах и времени реализации.

Ограниченность финансовых, материальных и других ресурсов делает невозможной и нецелесообразной одновременную разра­ботку большого количества программ. Речь идет, таким образом, о непременном ранжировании и отборе наиболее актуальных и перспективных проблем из числа потенциальных.

Важной предпосылкой отбора проблем является их тщательное изучение и научное обоснование с единых методологических по­зиций. Для этих целей применим метод, который основан на ран­жировании проблем согласно количеству баллов, «собираемых» каждой проблемой по группам критериальных признаков, и их суммирование.

5.2.2. Опыт развитых стран в области программирования регионального развития

Программно-целевой метод приобрел активных сторонников во многих развитых странах мира. В ряде развитых стран разра­батывались и реализовывались программы социально-экономичес­кого развития, в том числе программы регионального развития, главным назначением которых было выравнивание условий раз­вития отдельных регионов и обеспечение достойного уровня жиз­ни их населению.

Особенно интересным представляется опыт Соединенных Шта­тов Америки, которые при общей рыночной ориентации экономики осуществили ряд социально-экономических программ, обеспечи­вающих влияние государства на экономические процессы и поддер­жку конкурентоспособности страны на мировой арене.

Соединенные Штаты стали использовать заимствованный у нашей страны опыт государственного регулирования народно­хозяйственных процессов с 1933 г. Непосредственной причиной этого стала необходимость вывода американской экономики из состояния Великой депрессии. Вмешательство государства в эко­номику выражалось главным образом во введении элементов цен­трального планирования, и в первую очередь была начата разра­ботка ряда целевых программ. Особое значение придавалось про­граммам развития сельскохозяйственных отраслей. Цель данных программ заключалась в снижении социальной напряженности в обществе путем увеличения производства продуктов питания и снижения за счет этого цен на продовольствие. Был принят так­же ряд программ по развитию строительной индустрии и других отраслей, обеспечивающих высокую занятость населения.

В тот же период была развернута масштабная региональная программа — программа развития долины реки Тенесси, которая продолжает свое функционирование до настоящего времени. Эта программа является характерным примером комплексной целевой программы, т.е. такой программы, которая используется для дос­тижения комбинации различных целей. (Другими примерами ком­плексных программ могут служить, например, долгосрочная про­грамма «Решение общенациональной жилищной проблемы», рас­считанная на период с 1985 по 2000 г., а также программа разработки и строительства космических кораблей на 1985— 1995 гг. и др.) Программа предусматривает развитие территорий в долине реки Тенесси и предполагает совместное решение ряда частных задач, в числе которых можно выделить освоение потен­циальных гидроэнергетических ресурсов, расширение водоемов, а также создание новых искусственных водоемов с целью смягче­ния засушливого климата и создания источников воды для искус­ственного орошения сельскохозяйственных угодий, комплексную мелиорацию земель, рост производства сельскохозяйственной про­дукции, улучшение условий судоходства на реке Тенесси и раз­витие сети транспортных коммуникаций региона, совершенство­вание условий жизни населения, создание новых рабочих мест в регионе, создание зон отдыха, улучшение экологической обста­новки в регионе.

Перейти на страницу: 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.