Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

Однако подготовка прогнозов и концепции на долгосрочный период, а также разработка программ на среднесрочный период ведется от случая к случаю. Обоснованная перспективная стратегия развития экономики страны практически отсутствует, что ведет к крупным ошибкам и просчетам, затруд­няет выход страны из кризиса.

Практика применения закона показала, что в нем не предусмотрен механизм контроля законодательных органов за выработкой и реализа­цией стратегии социально-экономического развития страны, отсутствует индикативное планирование, широко используемое в зарубежных странах, недостаточно внимания уделяется территориальному разрезу федеральных прогнозных документов, а также не регламентируется работа в этом направ­лении субъектов федерации.

Концепция закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-эко­номического развития Российской Федерации» подготовлена Отделением исследования циклов и прогнозирования РАЕН.

Предлагаемые принципиальные изменения в законе сводятся к следую­щему:

1. Изменено название закона - введен термин «индикативное планиро­вание».

2. Повышена роль территориального планирования. Предлагается до­полнительно ввести в закон статью, в которой определяются правовые основы разработки прогнозов и концепций на долгосрочный период, а также программ на среднесрочный период и годовых индикативных планов по ре­гионам и крупным экономическим районам.

3. Введено понятие индикативного плана. Вместо прогнозов социально-экономического развития на год предлагается разрабатывать годовые инди­кативные планы.

4. Предлагается создание Национального научного Совета по прогно­зированию, в функции которого входит совершенствование методологии социально-экономического и научно-технологического прогнозирования и научная экспертиза прогнозов и концепций социально-экономического развития.

Принятие перечисленных выше изменений и дополнений позволит су­щественно повысить обоснованность стратегии социально-экономического и территориального развития и эффективность государственного регулиро­вания в этой области.

3.2. Совершенствование системы прогнозирования регионов

3.2.1. Прогнозы - стратегия развития региона

Для преодоления многочисленных проблем переходного периода Пра­вительство РФ вынуждено основное внимание сосредоточить на решении текущих (тактических) задач. Долгосрочные проблемы не решаются из-за отсутствия достаточных ресурсов, а также нестабильной геополитической обстановки.

Среднесрочные прогнозы в основном носят формальный характер и в реальной управленческой деятельности региона не используются.

Такая расстановка приоритетов определяется ограниченными возмож­ностями прогнозирования в условиях нестабильной экономики.

Практически не разрабатываются отраслевые прогнозы. Попытки воз­действия на развитие отдельных отраслей предприняты при разработке и реализации федеральных целевых программ, которые, несмотря на их многочисленность, по сути потеряли свою силу, как механизм мобилизации средств на ключевых направлениях развития экономики.

В настоящее время региональный аспект прогнозирования представлен краткосрочными прогнозами, где основной акцент делается на показатели, характеризующие налогооблагаемую базу территории, что определяется ее существенной ролью в определении масштабов и направлений межбюджет­ных потоков.

В ряде случаев региональные прогнозы не согласуются с федеральным и лишь приблизительно ориентируются на сценарные условия развития, раз­работанные Минэкономразвития РФ.

Современная система прогнозирования имеет следующие недостатки:

- не охватывает отрасли реального сектора экономики;

- не определяет долгосрочной перспективы;

- не обеспечивает согласование макроэкономического, отраслевого, тер­риториального аспектов;

- не обладает обратной связью, то есть не отслеживается точность и до­стоверность прогнозных расчетов.

Учитывая долговременный характер решения большинства региональ­ных экономических, социальных и экологических проблем, необходимо разрабатывать стратегию перспективного территориального развития, что способствовало бы в свою очередь целенаправленному формированию тер­риториальной структуры стабильно развивающейся экономики.

Научный подход к обеспечению формирующейся системы государствен­ного прогнозирования требует обоснования перспективы экономического и социального развития региона.

Перейти на страницу: 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.