Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

Ежегодно Правительство РФ выпускает постановления, регламентиру­ющие порядок разработки краткосрочных и среднесрочных прогнозов со­циально-экономического развития страны и регионов, а также бюджетов на предстоящий год.

Этими постановлениями закрепляются функции федеральных мини­стерств и ведомств, органов исполнительной власти по сбору исходной информации, определению стартовых условий развития экономики, а также разработке сценарных, макетных параметров функционирования экономики страны на ближайшую перспективу. Особую роль в согласовании федераль­ных и региональных прогнозов играют контрольные цифры и финансово-экономические условия прогнозного периода.

Поскольку регионы страны значительно различаются между собой по географическому положению, инфраструктурному потенциалу, по обеспе­ченности топливо-энергетическими ресурсами, - очевидно, что в областях ЦФО и в Приморье динамика макропоказателей не может быть одинаковой.

Поэтому в составе контрольных цифр необходимо приводить конъюн­ктурные прогнозы рынков (внутренних и внешних) по важнейшим видам продукции, а также планы Правительства РФ о развитии системы государ­ственных заказов, закупок, принятие мер по поддержке развития базовых отраслей, то есть то, что будет определять возможности развития отдельных регионов.

Анализ региональных прогнозов необходимо проводить на предмет установления пропорций:

- в развитии отдельных отраслей и составных частей ВРП;

- между инвестициями и их влиянием на развитие производства и со­циальной сферы;

- между развитием производства, занятостью, оплатой труда, доходами населения;

- между развитием экономического потенциала региона и бюджетной обеспеченностью.

На основании постановлений правительства в регионах издаются поста­новления, распоряжения администраций по разработке собственных проек­тов прогнозов и бюджетов на среднесрочную и краткосрочную перспективу.

Статистические службы обязаны предоставить в администрацию ин­формацию о динамике показателей социально-экономического развития за предшествующие годы (как правило, за 2-3 года до начала прогнозируемо­го). На рис. 3.7 показана взаимосвязь между структурными подразделениями органов исполнительной власти, необходимая для разработки текущих про­гнозов. Организационная модель прогнозирования - понятие комплексное. Оно включает распределение: целей между различными исполнителями, задач и функций по разработке показателей прогноза между участниками процесса, ответственности, полномочий и прав внутри системы, отражающей соотно­шение пентпализаиии и децентрализации при формировании прогноза.

Важнейшими элементами модели являются коммуникации, потоки ин­формации и документооборот. При построении организационной модели необходимо исходить из системного подхода и организационного модели­рования.

При этом системный подход предполагает: учет всех задач прогнозиро­вания; выявление системы функций, прав и ответственности и их «привязка» к задачам; исследование и организационное оформление всех связей и отно­шений по горизонтали при выполнении общих текущих задач и реализации перспективных проектов; обеспечение сочетания (согласованности) верти­кальных и горизонтальных связей (централизации и децентрализации).

Применяются следующие традиционные методы проектирования орга­низационных структур: экспертно-аналитический (обследования и форми­рование структуры группой экспертов); структуризации целей.

Организационное моделирование представляет собой разработку фор­мализованных (математических, графических и др.) отображений распреде­ления полномочий и ответственности в каком-либо процессе, являющихся базой для построения различных вариантов организационных структур.

Существует несколько основных типов организационных моделей:

- математико-кибернетические, описывающие организационные связи и отношения в виде математических формул или при помощи имитационных языков;

- графо-аналитические-сетевые, матричные и др. табличные и графиче­ские отображения распределения функций, полномочий, организационных связей (метасхемы информационных, денежных потоков, матрицы распре­деления полномочий и ответственности, органиграммы процессов принятия решений и др), которые дают возможность анализировать распределение функций, полномочий, ответственности, организационные связи;

- натурные модели организационных структур (для оценки функциони­рования реальных структур)

- математико-статистические модели построения на основе сбора, ана­лиза и обработки эмпирических данных об организационных структурах, созданных для аналогичных целей в сопоставимых условиях.

Перейти на страницу: 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.